ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, программа финансового анализа (в том числе расчета чистых активов общества), методические материалы

 

Декларация по налогу на прибыль: на что обратить внимание. Отдельные вопросы порядка уплаты налога на прибыль

 

К.В. Новоселов, зам. начальника отдела Департамента налогообложения прибыли МНС РФ,

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

 

Что изменилось по сравнению с 2003 г.

Действующая форма Декларации по налогу на прибыль организаций утверждена Приказом МНС РФ от 11.11.2003 г. № БГ-3-02/614, который вступил в силу с 01.01. 2004 г. и применяется начиная с отчетных периодов 2004 г.

Основные изменения и дополнения в форму декларации, утвержденную Приказом МНС РФ от 07.12. 2001 г. № БГ-3-02/542 и действовавшую в 2002 и 2003 гг., следующие.

Изменилась форма титульного листа. В основном, объем титульного листа сокращен. Отличительная особенность – в верхнем левом углу появился штрих-код, которым «закодирован» титульный лист декларации. Такой штрих-код имеется также на каждой странице новой формы декларации, что позволит обеспечить ее автоматизированную обработку в дальнейшем.

В новой форме декларации введен Раздел 1, который содержит информацию о суммах налога, подлежащих к уплате в бюджет (возврату из бюджета) по данным налогоплательщика, и включает в себя показатели сумм налога, начисленных к уплате (доплате, возврату) в бюджет по данным налогоплательщика, с разбивкой по кодам бюджетной классификации и кодам ОКАТО, с учетом специфики исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.

Из Приложений к листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией» наиболее значительным изменениям подверглось Приложение № 2.

Так, теперь прямые расходы налогоплательщиков не показываются развернуто в зависимости от вида деятельности, а подлежат отражению по строке 010. Выделены отдельно расходы, формируемые в порядке, предусмотренном статьями 260-263 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), поскольку для целей налогообложения они принимаются в специальном порядке. В то же время, расшифровывать ряд расходов в Приложении № 2 теперь не нужно.

Приложение № 3 к листу 02 «Отдельные виды расходов, связанные с производством и реализацией, начисленные за отчетный (налоговый) период» к листу 02 полностью исключено из состава декларации.

Приложения №№ 5 и 5а к листу 02 изменили свой привычный вид и стали «вертикальными» - это сделано, в первую очередь, для удобства налогоплательщиков. Изменение структуры Приложений №№ 5 и 5а обусловлено еще и появлением строк 130 и 140 «Сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога», с распределением на бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.

Также в Приложении № 5 добавилась еще одна графа 5 – «В целом по организации без ликвидированных в течение текущего налогового периода обособленных подразделений». Это предусмотрено для правильного расчета налога по обособленным подразделениям организации в случае их ликвидации в течение налогового периода.

Других Приложений и листов декларации изменения коснулись незначительно.

В связи с тем, что ранее Приказом МНС РФ от 12.07.2002 № БГ-3-02/358 «О внесении изменений и дополнений № 1 в Приказ МНС РФ от 07.12. 2001 г. № БГ-3-02/542» листы 08 и 09 были исключены из состава декларации, то лист 10 «Расчет налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке» стал листом 08, а лист 11 «Доходы, расходы и налоговая база, полученная негосударственным пенсионным фондов от размещения пенсионных резервов» - листом 09.

Листы 12 и 13 декларации, касающиеся расчета налоговой базы переходного периода, исключены из состава декларации в связи с тем, что они были предназначены для сдачи налогоплательщиками в налоговые органы только 1 раз – в составе декларации за 1 полугодие 2002 года. При необходимости подачи уточненных деклараций по налоговой базе переходного периода налогоплательщиками следует использовать формы листов 12 или 13, действовавших в 2002-2003 гг.

В этой связи изменена нумерация еще одного листа – лист 14 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств», работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» стал листом 10.

Учитывая, что в Кодекс была введена специальная глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции», декларация была дополнена листом 11 «Расчет налога на прибыль инвестора от выполнения соглашения о разделе продукции». К нему предусмотрено еще 2 приложения.

Инструкцию по заполнению указанной декларации следует читать в редакции Изменений и дополнений № 2, которые утверждены Приказом МНС РФ от 29.12. 2003 г.№ БГ-3-02/723, в которых учтены все указанные изменения и дополнения в форму декларации.

 

Возможные изменения Декларации в 2004 г.

Следует быть готовым к тому, что за 1 полугодие 2004 г. бухгалтерам возможно придется отчитаться по новым формам деклараций. Но сильно пугаться не стоит – новые формы листа 02 и приложений к нему отличаются всего на 1 строку – признак наличия или отсутствия у организации статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Дело в том, что Федеральным законом от 11.11. 2003 г.№ 147-ФЗ, которым была введена в действие новая редакция главы 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» Кодекса, одновременно предусмотрено, что те организации, которые не перейдут на уплату единого сельскохозяйственного налога, будут уплачивать налог на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. Но не по обычным ставкам, а по своим, особым: в 2004-2005 гг. – 0 %, в 2006-2008 годах – 6 %, в 2009-2011 годах – 12 %, в 2012-2014 годах – 18 %. Начиная с 2015 года, ставка будет зависеть от установленной статьей 284 Кодекса ставки. На сегодняшний день – это 24 %.

Естественно, что в этой ситуации просто необходимо определять отдельную налоговую базу по указанной деятельности. Поэтому Приказом МНС РФ от 03.06. 2004 г. № САЭ-3-02/351 внесены изменения и дополнения в Приказы МНС РФ от 11.11. 2003 г.№ БГ-3-02/614 и от 29.12. 2001 г. № БГ-3-02/585, соответственно, изменения и дополнения № 1 в форму декларации по налогу на прибыль и изменения и дополнения № 3 в Инструкцию по ее заполнению.

Приказ направлен на государственную регистрацию в Минюст РФ и вступит в силу в установленном порядке.

 

Типичные ошибки, выявляемые в ходе проверок

Какие ошибки, выявляемые в ходе камеральных налоговых проверок, наиболее часто допускают налогоплательщики?

 

Заполняя Приложение № 2 к Листу 02 декларации в первую очередь внимание следует обратить на верное отражение результатов по операциям, убытки по которым принимаются согласно главе 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса в специальном порядке.

 

Убытки по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств

В соответствии со статьей 275.1 НК РФ результаты от реализации товаров (работ, услуг) по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, учитываются в целях налогообложения прибыли в особом порядке.

Отрицательный результат (доходы минус расходы) говорит о получении убытка от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, за отчетный (налоговый) период.

Такой убыток признается в целях налогообложения прибыли, в случаях, установленных статьей 275.1 Кодекса:

если стоимость оказываемых услуг соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность;

если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов у специализированных организаций;

если условия оказания услуг существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями.

В последующие налоговые периоды налогоплательщик вправе перенести убыток на срок, не превышающий 10 лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств и хозяйств.

 

Убытки от реализации амортизируемого имущества

 

В случаях реализации амортизируемого имущества с убытком (результат определяется по каждой сделке), следует помнить, что убытки от реализации амортизируемого имущества принимаются для целей налогообложения в специальном порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 268 Кодекса.

Указанные убытки включаются в состав прочих расходов (строка 100 Приложения № 2 к Листу 02) равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования каждой единицы имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Важно! Организация обязана вести налоговый учет операций с амортизируемым имуществом в соответствии со статьей 323 НК РФ пообъектно.

 

Убытки от реализации прав требований

 

Кодексом предусмотрены 3 случая, в зависимости от которых осуществляется налогообложение:

1). Организация – продавец товара (работ, услуг), работающая по методу начисления, уступает право требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором срока платежа.

Убыток от этой сделки в этом случае принимается для целей налогообложения в размере, не превышающем суммы процентов, которую налогоплательщик уплатил бы с учетом требований статьи 269 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг).

2). Организация – продавец товара (работ, услуг), работающая по методу начисления, уступает право требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором срока платежа.

Тогда убыток от этой сделки принимается для целей налогообложения в размере 50 % на дату уступки и остальная сумма – по истечении 45 дней с даты уступки.

3). Организация, купившая право требования, реализует его.

В этом случае указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг.

 

Расчет налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения

 

При заполнении Приложений № 5 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения» и № 5а к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организаций» следует обратить внимание на следующее.

При расчете доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, согласно пункту 2 статьи 288 Кодекса удельные веса среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда) и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества рассчитываются на конец отчетного периода, а не за отчетный период.

Ошибки допускаются и при определении суммы авансовых платежей на следующий квартал по обособленным подразделениям.

Суммы авансовых платежей по бюджету субъекта Российской Федерации и местным бюджетам распределяются между организацией без обособленных подразделений и каждым обособленным подразделением исходя из долей налоговой базы (%), приведенных по строке 030 Приложений № 5 и 5а: суммы ежемесячных авансовых платежей на II, III и IV кварталы - соответственно исходя из долей налоговой базы за I квартал, полугодие, 9 месяцев текущего налогового периода. Суммы ежемесячных авансовых платежей на четвертый квартал являются также ежемесячными авансовыми платежами на первый квартал следующего налогового периода.

Критерий уплаты в этом случае авансовых платежей – наличие суммы налога за последний (отчетный) квартал и принятие во внимание требований пункта 3 статьи 286 Кодекса.

 

Авансовые платежи за отчетный (налоговый) период

 

Часто вызывают затруднение показатели строк 290-320 листа 02 декларации по налогу на прибыль «Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период». Как правильно их следует заполнить?

Частая ошибка многих налогоплательщиков заключается в том, что в эту строку попадают суммы налога или авансовых платежей, уплаченные не полностью или вообще не уплаченные. Здесь хотелось бы отметить, что в декларации по налогу на прибыль состояние расчетов с бюджетом исходя из фактической уплаты налога вообще не отражается. В декларации отражаются суммы, подлежащие уплате, или налоговые обязательства.

В связи с тем, что все платежи налога на прибыль законодателем названы как авансовые, то по строке 290 «Сумма начисленных авансовых платежей налога на прибыль – всего» отражаются суммы налога в виде авансовых платежей, исчисленные по предыдущей декларации, плюс суммы авансовых платежей за последний отчетный квартал. Так, показатель этой строки, например, за полугодие, будет равен сумме показателей строк 250 «Сумма исчисленного налога на прибыль – всего» декларации за 1 квартал и 390 «Сумма ежемесячных авансовых платежей на ___ квартал - всего» декларации за 1 квартал.

 

Налоговая база переходного периода

 

Не следует также забывать и про особенности уплаты налога на прибыль с налоговой базы переходного периода, в соответствии с пунктами 6 и 8 Федерального закона от 06.08. 2001 г. № 110-ФЗ.

В связи с изменением с 1 января 2004 г. ставок налога на прибыль, как распределяются суммы налога на прибыль, исчисленные с налоговой базы переходного периода?

Пункт 6 статьи 10 Федерального закона от 06.08. 2001 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (с учетом изменений и дополнений) установил, что к определенной в соответствии с указанной статьей налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные статьей 284 Кодекса. Исчисленная сумма налога подлежит уплате в бюджет в порядке, установленном пунктами 8 и 10 статьи 10 Закона № 110-ФЗ.

Таким образом, независимо от дальнейшего изменения ставок по налогу на прибыль, в том числе и их соотношения между бюджетами различных уровней, сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии со статьей 10 Закона № 110-ФЗ, уплачивается налогоплательщиками в пропорции исходя из ставок налога на прибыль, действовавших на 1 января 2002 года – дату, на которую производился расчет налоговой базы переходного периода.

 

Налог на прибыль организаций, имеющих обособленные подразделения

 

По-прежнему, много вопросов возникает по организациям, имеющим обособленные подразделения, в части уплаты налога на прибыль.

В частности, можно ли уплачивать налог на прибыль в бюджет города с районным делением по одному из подразделений за все подразделения, если все они находятся в одном муниципальном образовании, но стоят на учете в разных налоговых органах этого муниципального образования?

В соответствии с пунктом 2 статьи 288 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса, уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками-российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Пунктом 1 статьи 289 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей.

Действие Письма МНС РФ от 30.12.2002 г. № ВГ-6-02/2025@ «О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиками, имеющими в своем составе обособленные подразделения», разрешающего производить уплату налога на прибыль консолидировано по всем обособленным подразделениям организации, находящимся на территории муниципального образования, было приостановлено до особых указаний письмом МНС РФ от 17.01. 2003 г.№ ВГ-6-02/57@ в связи с многочисленными обращениями губернаторов и глав администраций субъектов Российской Федерации.

В связи с изложенным, если на территории муниципального образования ваша организация имеет обособленные подразделения, которые состоят на налоговом учете в разных налоговых органах этого муниципального образования, то вам в соответствии с действующей редакцией статьи 288 главы 25 Кодекса следует производить уплату налога и предоставлять декларации по налогу на прибыль в объеме Титульного листа, подразделов 1.1 и 1.2 Раздела 1 и Приложения № 5а по обособленным подразделениям в налоговый орган по месту их постановки на учет.

Аналогичный вопрос возникает, если в налоговом органе на учете стоит несколько обособленных подразделений. Можно ли в этом случае производить уплату налога по одному из подразделений за все подразделения, состоящие на учете в этом налоговом органе, в совокупности, представлять сводную декларацию? При этом определены обособленные подразделения, исполняющие обязанность организации по уплате налогов и сборов, и обособленные подразделения не имеющие такой обязанности, и присвоены соответствующие коды причины постановки на учет.

Коды причин постановки на налоговый учет обособленных подразделений, присвоенные налоговым органом в зависимости от того, исполняют они или не исполняют обязанности организации по уплате налогов и сборов, не могут определять порядок уплаты налога на прибыль, установленный главой 25 Кодекса.

Если на территории муниципального образования налогоплательщик имеет обособленные подразделения, состоящие на налоговом учете в одном налоговом органе, то в соответствии с действующей редакцией статьи 288 главы 25 Кодекса следует производить уплату налога и предоставлять декларации по налогу на прибыль в общеустановленном порядке: Титульный лист (Лист 01), подразделы 1.1, 1.2 Раздела 1 и Приложение № 5а по каждому обособленному подразделению в налоговый орган по месту их постановки на учет.

Возможность уплаты суммы налога на прибыль в бюджет муниципального образования исходя из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории муниципального образования, предусмотрена в проекте федерального закона «О внесении изменений в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации и в некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах», который направлен Минфином РФ в Правительство Российской Федерации.

 

Уточненные декларации по налогу на прибыль

 

Порядок представления уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций также вызывает ряд вопросов.

В частности, следует ли при подаче уточненных налоговых деклараций производить пересчет ранее начисленных ежемесячных авансовых платежей?

В соответствии с п.1 ст.81 Налогового кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести в нее необходимые дополнения и изменения. Согласно п.1 ст.54 Налогового кодекса при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Таким образом, в случае выявления ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, затрагивающих разные отчетные (налоговые) периоды, налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию за каждый отчетный (налоговый) период.

Налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи с последующим квартальным перерасчетом, по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено ст.286 Налогового кодекса, исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Учитывая, что ежемесячные авансовые платежи на предстоящий квартал исчисляются исходя из суммы налога на прибыль, полученной за предыдущий квартал, при представлении налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций за истекшие отчетные (налоговые) периоды должны пересчитываться и соответствующие суммы ежемесячных авансовых платежей по строкам 390-420 листа 02 декларации по налогу на прибыль.


Rambler's Top100 TopList