ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, программа финансового анализа (в том числе расчета чистых активов общества), методические материалы

Обзор изменений в Налоговом Кодексе РФ – Закон РФ от 29.07.2004 г. №95-ФЗ

 

                                                            М.И. Калинина, начальник юридического отдела ЗАО «Аудит БО’С»           

 

В конце июля Президентом РФ был подписан ряд федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в Налоговый кодекс. Один из этих законов - Закон №95-ФЗ от 29.07.2004 г. устанавливает новый перечень налогов и сборов, изменяет распределение ставки налога на прибыль по бюджетам, вносит изменение в главу НК РФ об ЕНВД

 

 

29 июля 2004 г. Президент утвердил Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса  и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах №95-ФЗ.

В Российской газете документ опубликован 3 августа 2004г. и вступает в силу с 1 января 2005 г., за некоторыми исключениями.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов переименован в  федеральный орган исполнительной власти уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Данные изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня опубликования.

Изменен перечень налогов

Внесены изменения в ст.1 НК РФ, регулирующую состав законодательства о налогах и сборах. Исключив из ст.1 п.4  слова «иных нормативных актов» законодатель уточнил, что законодательство субъектов Российской Федерации также как и федеральное законодательство состоит только из законов.

Изменена редакция п.5 ст. 5 НК РФ, в связи с чем все без исключения нормативные правовые акты, регулирующие порядок   взимания налогов,  подлежащих  уплате  в  связи  с  перемещением     товаров через таможенную границу Российской Федерации действуют во времени по правилам ст. 5 НК РФ.

Новым законом наконец-то признается утратившим силу закон РФ от 27.12.1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В связи с этим вступают в силу статьи 12-15 НК РФ, данные в новой редакции.

В Российской Федерации устанавливаются три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные  (ст.12 НК РФ).
Статьей 12 НК РФ уточняются также полномочия законодательных  (представительных)  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и представительных органов  муниципальных  образований  по установлению налогов и сборов.
Статьей 13 НК РФ дан перечень федеральных налогов:
-    налог на добавленную стоимость; 
-    акцизы; налог на доходы физических лиц; 
-    единый социальный налог; 
-    налог на прибыль организаций; 
-    налог на добычу полезных ископаемых; налог на наследование или дарение;
-     водный налог; 
-    сборы за пользование объектами животного мира  и  за  пользование объектами водных биологических ресурсов; 
-    государственная пошлина. 
 
К региональным налогам относятся
-    налог на имущество организаций; 
-    налог на игорный бизнес; 
-    транспортный налог. (ст.14 НК РФ)
Статьей 15 НК РФ к местным налогам отнесены  
-    земельный налог; 
-    налог на имущество физических лиц.
Таким образом, с 1 января 2005 года к налогам и сборам не будут относиться таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду. То есть эти платежи будут регулироваться не Налоговым Кодексом РФ, а иными специальными федеральными законами.
В связи с этим из ст. 3 п. 2 исключен абзац 3, позволяющий устанавливать особые виды пошлин и дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.
Установление иных, не предусмотренных НК РФ налогов и сборов, запрещено.
Отменяется налог на рекламу.
Новой редакцией статьи 18 НК РФ уточнен статус специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Специальные налоговые режимы могут  предусматривать  особый  порядок определения  элементов   налогообложения,   а   также     освобождение от обязанности  по  уплате  отдельных  налогов  и  сборов,   предусмотренных статьями 13-15 настоящего Кодекса.
К специальным налоговым режимам относятся:
1)     система     налогообложения     для      сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов деятельности;
4) система  налогообложения  при  выполнении  соглашений  о  разделе продукции.
Статья 56 НК РФ дополнена новым пунктом, устанавливающим полномочия органов власти по установлению налоговых льгот.
Так, льготы  по  федеральным  налогам  и  сборам   устанавливаются и отменяются Налоговым  Кодексом РФ.
Льготы  по  региональным  налогам   устанавливаются   и   отменяются Налоговым Кодексом РФ и (или)  законами  субъектов  Российской   Федерации о налогах.
Льготы по местным налогам  устанавливаются  и  отменяются  Налоговым Кодексом и (или) нормативными правовыми актами  представительных  органов муниципальных  образований  о  налогах  (законами  городов   федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
Дополнение, внесенное в ст.60 НК РФ касается банков и устанавливает следующее:

При предъявлении в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), физическим лицом поручения на перечисление налога течение срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, для исполнения банком поручения на перечисление налога продлевается на время доставки в установленном порядке такого поручения организацией связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи, в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст.64 НК РФ уполномоченные органы, указанные в ст.63 НК РФ, принимают решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов).

Поправки внесены также в часть вторую Налогового Кодекса РФ.
Ставка налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций,  полученных в виде дивидендов повышена до 9%.  
Увеличена также с 6 до 9% ставка налога на прибыль организаций в отношении дивидендов с 1 января 2005 г.  
 
Новое распределение налога на прибыль по бюджетам
 
Ставка налога на прибыль организаций остается прежней в размере 24%, но изменяется бюджетное распределение налога. Изменения вносятся в статью 284 НК РФ. Два процента, зачисляемые ранее в местный бюджет, теперь пойдут в федеральный (1,5 %) и бюджеты субъектов РФ (0,5%(
 В федеральный бюджет зачисляется сумма налога в размере 6,5 %,  в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется сумма  налога  в   размере 17,5 %
 Как и прежде, налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты  субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может  быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При  этом  указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента, ранее налоговая ставка могла быть понижена до 13 процентов.
 
Изменения в специальных режимах налогообложения
Ряд принятых изменений касается системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. (глава 26.3 НК РФ)

Так, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности как и прежде устанавливается Налоговым  Кодексом,  а вводится в действие  ни законами субъектов Российской Федерации, а нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Решение о применении данной системы налогообложения для определенных видов деятельности также принимает не субъект РФ, а представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга".

В перечень видов предпринимательской деятельности по которой может применяться система налогообложения, предусмотренная главой 26.3. НК РФ включен такой вид деятельности, как распространение и (или) размещение наружной рекламы.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе только до 1 января 2005 года принять законы субъектов Российской Федерации, определяющие порядок введения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и значения коэффициента К2 в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы с учетом положений нового закона.

В статье 346.27 даны дополнительные понятия:

площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы - площадь нанесенного изображения;

площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы - площадь светоизлучающей поверхности;

распространение и (или) размещение наружной рекламы - деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.

В новой редакции дана таблица (п.3 ст.346.29 НК РФ), устанавливающая показатели для исчисления единого налога на вмененный доход.

 

Виды предпринимательской деятельности

Физические показатели

Базовая доходность в месяц (рублей)

 

1.

2.

3.

Оказание бытовых услуг

Количество работников,                          включая индивидуального                             предпринимателя

7 500

Оказание ветеринарных услуг

Количество работников, включая индивидуального                         предпринимателя

7 500

Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств

Количество работников, включая индивидуального                         предпринимателя

 

12 000

Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках

Площадь стоянки (в квадратных метрах)

50

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы

Площадь торгового зала

(в квадратных метрах)

1 800

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети.

 

Торговое место

 

9 000

Общественное питание

Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах )

1 000

 

Оказание автотранспортных услуг

Количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов.

6 000

Разносная (развозная)

торговля (за исключением

торговли подакцизными

товарами, лекарственными

препаратами, изделиями из

драгоценных камней,

оружием и патронами к

нему, меховыми изделиями

и технически сложными

товарами бытового

назначения)

 

Количество работников, включая индивидуального                         предпринимателя

4 500

Распространение и (или)     размещение печатной и       (или) полиграфической

наружной рекламы

 

Площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (в квадратных                             метрах)

 

3000

Распространение и (или)     размещение посредством       световых и электронных табло наружной рекламы

 

 

 

Площадь информационного поля световых и электронных  табло наружной рекламы      (в квадратных метрах)

 

 

4000

 

 

 

 

 

 

 


Rambler's Top100 TopList