ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы


Методические рекомендациям по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций.

Л.В. Полежарова, советник налоговой службы РФ II ранга

 

ЧастьII. Доходы от источников в РФ, не связанные с деятельностью в РФ

 

Вторая часть Методических рекомендаций основана на положениях Кодекса, которые определяют порядок налогообложения доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации, не связанных с деятельностью этой организации в Российской Федерации.

В отношении таких доходов налогоплательщиком является иностранная организация, а сумма налога удерживается у источника выплаты доходов этой иностранной организации.

Эта часть Методических рекомендаций разделена  на пункты, которые сформированы по принципу вида дохода и, соответственно, в каждом таком пункте обобщены все относящиеся к данному виду дохода положения Кодекса с учетом специфики иностранного плательщика, включая определение термина, порядок исчисления налоговой базы, применяемую ставку налога.

Значительное место уделено рассмотрению вопроса о применении положений Кодекса, предписывающих иностранной организации в целях международных налоговых договоров Российской Федерации с иностранными государствами представлять налоговому агенту подтверждение своего местопребывания (налогового резидентства).

 

В соответствии с положениями Кодекса  такие доходы можно подразделить на два типа:

ü        доходы инвестиционного характера, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 309 Кодекса,

ü        все другие доходы, в том числе от деятельности  в Российской Федерации (от выполнения работ, оказания услуг на территории Российской Федерации), не приводящей к образованию постоянного представительства, предусмотренные пунктом 2 статьи 309.

 

Анализ положений  статей 309 и 310 Кодекса показывает, что в соответствии с таким подразделением доходов установлена и обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет сумм налогов. В отношении первой группы доходов такая обязанность законодательно установлена, в отношении второй группы доходов обязанность по удержанию и перечислению в бюджет сумм налогов с доходов иностранных организаций у лица, перечисляющего такие доходы, не возникает.

Применяя, подпункт 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса, необходимо установить «российское происхождение» дохода. При этом следует различать понятие «источник дохода» и «источник выплаты дохода».

В пунктах 2 и 2.1. (ч.2) Методических рекомендаций очень подробно описано, как и почему различаются эти понятия. Главное правило состоит в следующем. Источником дохода в Российской Федерации может являться сама деятельность иностранной организации в Российской Федерации по выполнению работ, оказанию услуг через ее отделение или иных юридических или физических лиц.

Получение дохода иностранными организациями из источников в Российской Федерации может быть не связано с осуществлением непосредственной деятельности в Российской Федерации. К таким доходам относятся, в частности, проценты, дивиденды, доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности (роялти) и т.п.

Термин «источник выплаты дохода» означает лицо, которое непосредственно производит выплаты другому лицу за поставленные им товары, выполненные работы или оказанные услуги, предоставленные ей имущественные права. При этом местонахождение источника дохода и источника выплаты дохода может не совпадать.

Следует обратить внимание также на указание в пункте 2 (ч.2) Методических рекомендаций, что доходы за работы и услуги, выполненные и предоставленные на территории иностранных государств, не являются доходами из источников в Российской Федерации вне зависимости от нахождения организации, выплачивающей доход.

 

К налоговой базе, исчисленной как разность между доходами и расходами, применяется ставка налога в размере 24 процента.

В случаях, если документально подтвержденные данные о расходах иностранной организацией не представлены, или, если эти расходы не признаются расходом в целях налогообложения, налог удерживается с полной суммы дохода по ставке 20 процентов.

 

***

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса при перечислении доходов иностранным организациям, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, налоговый агент обязан исчислить и удержать налог при каждой выплате доходов за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310.

Читателю известно, что по вопросу срока перечисления в бюджет удержанной с доходов иностранной организации суммы налогов (в общих случаях) Кодекс содержит разные установки: одновременно с выплатой дохода и в течение трех дней после выплаты дохода (перечисления денежных средств) иностранной организации. Определиться со сроками перечисления в бюджет удержанной суммы налога поможет пункт 7.2 (ч.2) Методических рекомендаций, в котором предусмотрено, что сумма налога, удержанного с доходов иностранной организации, перечисляется в бюджет в течение трех дней после выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения ею доходов.

 

Представление сведений налоговыми агентами

 

Пункт 9 (ч.2) Методических рекомендаций посвящен вопросу обязанности налоговых агентов по представлению в налоговые органы документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Здесь содержится информация о том, в какой форме должны быть представлены сведения о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, а также в какие сроки такие сведения представляются. При этом следует учитывать, что в случае, когда выплата доходов иностранной организации, подлежащих налогообложению в Российской Федерации у источников их выплаты, производится российской организацией через ее обособленное подразделение, удержание налога и перечисление его в бюджет производится этой организацией также через указанное обособленное подразделение. Как указывается в пункте 5.1 (ч.2) Методических рекомендаций, налоговый расчет (информация) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов также подлежит направлению в налоговый орган по месту своего нахождения (месту нахождения организации, месту нахождения обособленного подразделения организации – налогового агента).

 

Возврат сумм налогов

 

В заключительном, 10-м подпункте части второй Методических рекомендаций описана процедура представления в налоговые органы и рассмотрения ими заявлений иностранных организаций на возврат сумм налогов, удержанных с доходов от источников в Российской Федерации. Такой возврат, в отличие от возврата излишне уплаченных сумм налогов по статье 78 Кодекса, осуществляется по самостоятельному, предусмотренному соглашениями об избежании двойного налогообложения, основанию и установлен статьей 312 Кодекса.

Заявление на возврат сумм налогов, удержанных с доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации, как это установлено статьей 312 Кодекса, может быть подано в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. В Методических рекомендациях конкретизируется, что указанная норма Кодекса применяется  в отношении доходов, выплаченных с 1 января 2002 года, т.е. в период действия 25 главы Кодекса.

В связи с установлением 312 статьей Кодекса процедуры возврата иностранным организациям сумм налогов, удержанных с их доходов от источников в Российской Федерации, которые не подлежали налогообложению в России в соответствии с международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами, с 1 января 2002 года отменяется письмо Госналогслужбы России от 03.01.1996 № НП-4-06/1 «О порядке расчетов с бюджетом по своевременно не удержанным налогам на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации», на основании которого осуществлялся возврат сумм таких налогов, уплаченных налоговыми агентами не за счет средств, перечисляемых иностранным организациям, а за счет собственных средств. Предполагается, что если налоговый агент будет добросовестно исполнять возложенные на него законодательно обязанности, таких ситуаций возникать не должно.


Rambler's Top100 TopList