ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы

Методические указания по реорганизации предприятий

 

Е.Ю. Кожанова, консультант журнала «Бухгалтерский бюллетень»

 

         Приказ Минфина РФ от 20 мая 2003 г. №44н утвердил Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций.  Методические указания вступают в силу с 1 января 2004 г. и не касаются вопросов реорганизации кредитных, бюджетных организаций и при приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий.

        Новый Приказ отменяет действие Приказа Минфина РФ от 28 июля 1995 г. №81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации".

В новых Методических указаниях подробно описывается порядок формирования отчетности в период реорганизации. Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии учредительных документов организаций, возникших в результате реорганизации, соответствующего решения учредителей, передаточного акта или разделительного баланса, документа о государственной регистрации.

Общие положения

Дата передаточного акта или разделительного баланса определяется учредителями в пределах  срока проведения реорганизации.

Передаваемое (принимаемое) имущество при реорганизации оценивается в зависимости от решения учредителей – по остаточной или текущей рыночной стоимости, или иной стоимости, определенной в договоре о реорганизации.

Оценка обязательств реорганизуемой организации отражается в сумме, по которой кредиторская задолженность была отражена в бухгалтерском учете, с учетом сумм убытков, причитающихся возмещению кредиторам.

В соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса РФ предусмотрены несколько форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Методические указания  разделены в соответствии с видами реорганизации по ГК РФ.

 Заключительная бухгалтерская отчетность реорганизуемой организации составляется на день, предшествующий дате внесения в Реестр соответствующей записи о вновь возникших организациях.

При составлении заключительной бухгалтерской отчетности производится закрытие счетов учета прибылей и убытков и направление (распределение) суммы чистой прибыли на цели, определенные решением учредителей.

Передача имущества и обязательств при реорганизации по передаточному акту или разделительному балансу от одной организации к другой не рассматривается как реализация имущества или безвозмездная передача и никакими бухгалтерскими записями не отражается.

Вступительная бухгалтерская отчетность, возникшая в результате реорганизации, составляется на дату государственной регистрации изменений  на основании передаточного акта  или разделительного баланса. По общему правилу при совпадении должника и кредитора во вступительной отчетность задолженность не показывается. Не показываются также числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность реорганизуемых предприятий, финансовые вложения одних реорганизуемых  организаций в уставные капиталы других реорганизуемых организаций.

По основным средствам, доходным вложениям в материальные ценности и нематериальным активам, возникшим в результате реорганизации, производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена их государственная регистрация, исходя из срока полезного использования объекта и  способа начисления амортизации, определяемых организациями, возникшими в результате реорганизации.

Способ начисления амортизации определяется, исходя из действующего законодательства по бухгалтерскому учету, независимо от ранее применяемого способа начисления у правопредшественника.

 

Слияние (раздел IV Методических указаний)

Слияние  - форма реорганизации, при которой объединяющиеся организации прекращают  свою деятельность, а права и обязанности каждой из низ переходят к вновь созданной компании на основании передаточного акта.

При реорганизации в форме слияния на день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникшей организации, все реорганизуемые  организации, прекращающие свою деятельность, составляют заключительную бухгалтерскую отчетность с закрытием счетом учета прибылей и убытков.

Вступительная отчетность вновь возникшей организации при слиянии составляется путем построчного суммирования числовых показателей заключительно отчетности реорганизованных организаций. При этом объединение показателей отчетов о прибылях и убытках организаций не производится. Договором о слиянии может быть предусмотрено увеличение или уменьшение уставного капитала, в этом случае это должно найти отражение во вступительной отчетности.

 

Присоединение (Раздел V Методических указаний)

Присоединение - это форма реорганизации, при которой права и обязанности присоединяемой организации переходят к организации, к которой происходит присоединение. Присоединяемая организация прекращает свою деятельность.

На день, предшествующий внесению в Реестр записи о прекращении деятельности присоединяемой организации, только присоединяемая организация  составляет заключительную отчетность. Производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение на основании договора о присоединении суммы чистой прибыли присоединяющейся организации.

Бухгалтерская отчетность правопреемника на дату внесения в реестр записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций составляется на основании передаточного акта и путем построчного суммирования. Суммирование показателей отчета и прибылях и убытках не осуществляется.

 

Разделение (Раздел VI Методических указаний)

При разделении  организации происходит  прекращение ее деятельности. К вновь образованным организациям переходят права и обязанности разделяемой организации согласно договоренности учредителей и разделительному балансу.

Для данного вида реорганизации  (разделении) составляется  разделительный баланс, в котором производится разделение числовых показателей реорганизуемой организации. На день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникших организациях организации, прекращающие свою деятельность, делают заключительные  проводки в бухгалтерской отчетности. В заключительной бухгалтерской отчетности производится разделение показателей  согласно разделительному балансу.

У каждой новой возникшей организации вступительная отчетность составляется на основании заключительной отчетности разделяемой организации и разделительного баланса.

 

Выделение (Раздел VII Методических указаний)

При выделении из организации одной или нескольких организаций к последним переходят права и обязанности в соответствии с разделительным балансом. При это разделяемая (реорганизованная) организация деятельность не прекращает.

При реорганизации в форме выделения организация, у которой в процессе выделения из нее другой организации на основании решения учредителей меняется только объем имущества и обязательств, и текущий год не прерывается. Заключительная отчетность при данном виде реорганизации (выделении) не формируется. Составляется только разделительный баланс. Данные о полученных в процессе реорганизации основных средства, доходных вложениях в материальные ценности нематериальных активах правопреемник при составлении вступительной  бухгалтерской отчетности на дату государственной регистрации фиксирует в оценке, по которой они отражаются в разделительном балансе с учетом числовых показателей.

 

Преобразование (Раздел VIII Методических указаний).

Преобразование представляет собой изменение организационно-правовой формы. При  данном виде реорганизации все права и обязанности переходят к вновь созданной организации.

Условия реорганизации в форме преобразования в соответствующую  организационно-правовую форму  определяется решением учредителей о преобразовании. В передаточном акте освещаются вопросы, связанные с  передачей имущества и обязательств правопреемнику. В заключительной отчетности реорганизуемой организацией в форме преобразования за день до внесения в реестр записи о новой организации производится закрытие счета прибылей и убытков и направление на основании решения учредителей суммы чистой прибыли. Вступительная отчетность организации, возникшей в форме преобразования, составляется путем переноса показателей из вышеупомянутой заключительной отчетности. Уставный капитал новой организации формируется на основании решения учредителей  конвертации (обмена)  акций (долей).

 

Правила раскрытия информации в бухгалтерской отчетности

При составлении бухгалтерской отчетности в период реорганизации  в бухгалтерском учет подлежит раскрытию информация об основании проведения реорганизации, сведения об организациях, участвующих в реорганизации и правопреемниках, дата составления  передаточного акта или разделительного баланса, изменения в составе и стоимости имущества, несоответствие данных заключительной бухгалтерской отчетности числовым показателям заключительной отчетности и т.д.

При составлении заключительной бухгалтерской отчетности организации, прекратившие свою деятельность в результате реорганизации, заполняют графы «На конец года».

С целью сопоставимости показателей отчетности по окончании процесса реорганизации, при котором  было осуществлено присоединение (выделение) информация за предыдущие периоды подлежит корректировке. Бухгалтерские записи при этом не осуществляются.

И, наконец, если в результате проведенной реорганизации к правопреемнику перешли права в отношении дочерних или зависимых обществ реорганизованной организации, то правопреемник, наряду со вступительной отчетностью своей организации, должен составить сводную бухгалтерскую отчетность.

 


Rambler's Top100 TopList