ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы

Отчетность сдана не вовремя.

М.И. Калинина, юрисконульт ЗАО «Аудит БОС»

 

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности.

 

Статья 23 п.1 пп.4 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность.

Состав бухгалтерской отчетности определяет ст. 13 Закона РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункт 2 которой  устанавливает, что   бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Невыполнение данной обязанности по своевременной сдаче в налоговый орган бухгалтерской отчетности влечет привлечение предприятия к налоговой ответственности в виде наложения штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ по ст. 126 НК РФ. На должностных лиц организации может быть наложен административный штраф в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда  по ст. 15.6. КоАП РФ

Кроме того, за непредставление бухгалтерских отчетов и балансов налоговым органом могут быть приостановлены операции по банковским счетам организации. Такая возможность предоставлена налоговикам ст. 7 п.6 Закона РФ от 21.03. 1991г. №943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации».

 

Ответственность за непредставление налоговых деклараций

 

Статья 23 п.1 пп.4 также НК РФ также  возлагает на налогоплательщика обязанность по представлению в налоговые органы налоговой декларации по налогам, которые она должна уплачивать.

Налоговой декларацией согласно ст. 80 НК РФ признается письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация должна быть представлена в налоговый орган в установленные законодательством  о налогах сроки.

За несвоевременную сдачу налоговой декларации НК РФ установлена ответственность по ст. 119 НК РФ. Мера ответственности зависит от длительности просрочки.

Если со дня, установленного для представления декларации прошло менее 180 дней, то штраф составляет 5 % от суммы налога, подлежащей уплате за каждый полный или неполный месяц, прошедший со дня истечения срока, установленного для сдачи декларации. Общая сумма штрафа в этом случае не может превышать 30% от суммы, указанной в декларации, и не может быть менее 100 руб.

Если просрочка составляет более 180 дней, то с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 30 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке. Статьей 115 НК РФ установлен срок, в течение которого налоговый орган может обратиться в суд  с иском о взыскании санкции. Этот срок равен шести месяцам с момента обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2001 года № 5 указал, что при применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях НК РФ предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101 НК РФ).

Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

 Так например, ФАС МО по делу №КГ –А40/4836-0 18.07.2003г. пришел к выводу, что факт нарушения налогового законодательства, выразившегося в представлении в налоговый орган квартальных деклараций вместо ежемесячных, обнаруживается при регистрации в налоговом органе их поступления. При этом для установления факта данного нарушения составления акта не требуется.

В своем письме  от 28.09.2001г. №ШС-6-14/734  МНС РФ разъяснило, что моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренной ст. 119 НК РФ следует считать день фактической подачи  в налоговый орган налоговой декларации и регистрации в налоговом органе представленного с просрочкой документа.

Совместным постановлением Пленумов Верховного суда РФ №41 и Высшего арбитражного суда № 9 от 11.06.1999г. судам рекомендовано проверять не истекли ли установленные ст. 115 НК РФ сроки для обращения  налогового органа в суд. При этом следует иметь в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению и в случае их пропуска  суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

 Следует отметить, что ответственность, предусмотренная ст.119 НК РФ установлена за факт неисполнения обязанности по представлению налоговой декларации независимо от уплаты или неуплаты самого налога.

При этом полная и своевременная уплата налога признается арбитражными судами обстоятельством, смягчающим вину налогоплательщика. Так ФАС МО в своем постановлении 03.10.2001г. по делу № КА-А40/5469 признав, такое обстоятельство смягчающим, уменьшил сумму штрафа, взыскиваемого с предприятия.

Несдача какого либо приложения, являющегося составной частью  декларации приравнивается к несдаче самой декларации. В этом случае налогоплательщик несет ответственность по ст. 119 НК РФ, и к нему не может быть применена ответственность, предусмотренная ст. 126 НК РФ.

Президиум Высшего Арбитражного суда  РФ в своем информационном письме от 17.03.2003г. №71 разъяснил, что обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которым соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.

Таким образом, лицо, являясь плательщиком какого-либо налога, обязано представлять налоговую декларацию в установленные законом сроки независимо от наличия сумм к уплате по данному налогу. 

Нарушение сроков представления налоговой декларации влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 рулей. Должностными  лицами, с которых может взыскан административный штраф за данное правонарушение являются руководитель и главный бухгалтер.

Кроме того, руководитель налогового органа или его заместитель в случае непредставления налоговой декларации в течение двух недель с даты истечения срока, установленного для ее представления, вправе вынести решение о приостановлении операций налогоплательщика по его банковским счетам. Такое решение может быть принято и в случае отказа налогоплательщика от представления декларации. (ст. 76 НК РФ)

Ответственность за непредставление ежемесячных расчетов по ЕСН

 

По единому социальному налогу плательщики представляют не только налоговую декларацию (ст.243 п.7 НК РФ), но и ежемесячные расчеты (ст.243 п.3 НК РФ). Налоговые органы считали, что за непредставление таких расчетов организации должны нести  ответственность, предусмотренную ст.119 НК РФ.

Однако, Высший арбитражный суд в своем информационном письме от 17.03.2003г. №71 поправил налоговиков, указав следующее: «Поскольку положения гл.24 НК РФ разграничивают налоговую декларацию по ЕСН и ежемесячные расчеты авансовых платежей по этому налогу, несвоевременное представление последних не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ»

За непредставление ежемесячного расчета по ЕСН с плательщика может быть взыскан штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный  документ по ст.126 НК РФ. Должностные лица организации в этом случае несут административную ответственность по ст. 15.6. КоАП РФ в виде штрафа от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

 

Ответственность за непредставление сведений о доходах физических лиц

 

Организации, выплачивающие доходы физическим лицам, являются налоговыми агентами, обязанными исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц.

Кроме того, согласно ст.230 п.2  НК РФ налоговые агенты должны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Данные сведения не являются налоговой деклараций и за их непредставление агенты  могут привлечены к ответственности по ст.126 НК РФ.

При применении к налоговым агентам ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, Пленум ВАС РФ в п. 45 Постановления от 28 февраля 2001 г. предписал исходить из того, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе.

Но в недавно обнародованном Постановлении Президиума ВАС РФ №423/03 сказано, что организации и предпринимателей нельзя штрафовать, если они не ведут налоговые карточки по учету доходов сотрудников.

Обычно за это нарушение штрафуют по статье 120 НК РФ. Но согласно Постановления  Президиума ВАС РФ налоговая карточка не относится к первичным документам, о котором говорится в законе «О бухгалтерском учете». Эта карточка является первичным документом налогового учета, но за его отсутствие ответственность не установлена.

Должностные лица налогового агента несут административную ответственность по ст.15.6 КоАП РФ.

 

 

Непредставление отчетности в Пенсионный фонд РФ

 

Так ст. 17 Закона РФ от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Статья 14 Федерального закона от 15.12.2002г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»  возлагает на страхователей обязанность представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;

Несвоевременное сообщение лицом сведений, которые в соответствии с данным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей. Если правонарушение повторится в течение календарного года, то штраф возрастает до  5 000 рублей.

 

Непредставление отчетности в органы социального страхования

 

Статья 20 Закона РФ от 08.02.2003г. №25-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования на 2003г»  установлено, что страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в исполнительные органы Фонда по месту своей регистрации отчетность по форме, установленной Фондом.

Нарушение установленного срока представления или непредставление страхователями отчетности в ФСС РФ влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей, а повторное совершение указанного деяния в течение календарного года - штрафа в размере 5000 рублей.

 

Непредставление отчетности в органы статистики

 

Также на организацию возложена обязанность  (ст.15 Закона №129-ФЗ)  представлять бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики. Порядок представления сведений определен Положением о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 15.07.2002 № 154.

Ответственность за непредставление сведений в органы статистики, в том числе бухгалтерской отчетности, установлена ст.13.19 КоАП РФ. Так, нарушение должностным лицом порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ.

 

 

 

 


Rambler's Top100 TopList