ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, программа финансового анализа (в том числе расчета чистых активов общества), методические материалы

Проверки. Наши права

 

М.И.Калинина, юрисконульт ЗАО «Аудит БОС»

 

Общие положения

Российские предприниматели (и юридические лица и индивидуальные предприниматели) довольно часто сталкиваются с ущемлением и нарушением своих прав государственными органами или отдельными чиновниками.

Защиту гражданских прав гарантирует статья 11 ГК РФ, которой установлено, что «Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд».

Чтобы отстаивать свои законные интересы  субъекту экономической деятельности, прежде всего, необходимо знать свои права.

В настоящей статье нами будут рассмотрены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении налоговых проверок.

 

Налоговые проверки. Наши права

            Налоговые проверки –  камеральная и выездная -  являются одной из форм налогового контроля.

   В соответствии со ст.  87 абз.1 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

     Пленум Высшего арбитражного суда РФ в своем постановлении от 28.02.2001г. №5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ» в  п.27 указал, что при толковании указанной нормы судам необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

            Налоговый кодекс РФ не содержит прямого указания в каких конкретных случаях налоговым органом должна производиться выездная налоговая проверка. Кодекс лишь устанавливает запрет на проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам  за уже проверенный налоговый период. Этот запрет не распространяется на случаи, когда проверка проводится, во – первых, в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, во-вторых, вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку (ст. 87 абз.3 НК РФ).

Камеральная проверка – проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе представленных налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления налогов и иных документов, которые имеются у налогового органа.

Статья 21 НК РФ прямо предусматривает ряд прав налогоплательщика при осуществлении налоговых проверок, а именно: 

ü        представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

ü        присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

ü        получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

ü        требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

ü        не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

ü        обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

ü        требовать соблюдения налоговой тайны;

ü        требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Данный перечень прав не является исчерпывающим, поскольку ряд прав налогоплательщиков приведен в иных статьях Кодекса. Кроме того,  ряд прав возникает у налогоплательщиков в силу того, что на налоговый орган возлагаются соответствующие обязанности. Остановимся на наш взгляд на самых важных из них, не поименованных в ст.21 НК РФ.

Основание налоговой проверки

Так, например, ст. 89 абз.1 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка производится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа. Следовательно, налогоплательщик имеет право не допускать инспекторов на территорию предприятия и не представлять документы в случае, если такое решение принято не было. Решение должно быть составлено по форме, утвержденной приказом МНС РФ «Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок» от 08.10. 1999г. (в ред. от 07.02.2000г.) № АП-3 –16/318. Налоговый Кодекс не обязывает налоговые органы заранее извещать налогоплательщика о своем решении о проведении проверки. Такое решение, как правило, доводится до сведения налогоплательщика непосредственно перед началом проверки, после прибытия проверяющих на предприятие.

Время налоговой проверки

Еще пример, время налоговой проверки (время фактического нахождения на территории организации) предприятия, не имеющего филиалы и представительства, не может превышать 2-х месяцев (в отдельных случаях – 3-х месяцев, но только по решению вышестоящего налогового органа) (ст. 89. абз.2 НК РФ). В связи с этим организация может не допускать на территорию  проверяющих, если срок проверки истек.

Если в процессе  проверки производились  действия по осуществлению налогового контроля (экспертиза, осмотр и т.п.),  налоговым органом должен быть составлен протокол, а в случае  проведения выемки документов - копия акта, составленного по правилам ст. 99 НК РФ, должна быть передана налогоплательщику. При выемке документов налогоплательщик имеет право делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт.

Акт и обжалование

По окончании проверки налогоплательщику должен быть вручен  акт выездной налоговой проверки не позднее 2 месяцев с даты составления справки о проведенной проверке, это предусмотрено ст. 100 НК РФ. При этом также следует помнить о своих правах.

По получении акта налогоплательщик вправе отказаться от подписания акта, об этом делается соответствующая пометка. При этом, следует иметь в виду, что подпись акта не означает, что налогоплательщик согласен с содержанием акта. В течение 2 недель с даты получения акта налогоплательщик  имеет право представить:

ü        мотивированное   объяснение отказа подписать акт,

ü        возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Если налогоплательщик представил письменные возражения, он имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки руководителем налогового органа (ст. 101 НК РФ)

В соответствии со ст. 101 п.2 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

 Налогоплательщик же  в любом случае при несогласии  с решением налогового органа может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган либо  обратиться в суд с заявлением  о признании решения налогового органа незаконным.

В соответствии со ст. 198 п.1 в своем  заявлении в арбитражный суд  налогоплательщик должен указать, во первых,  на несоответствие обжалуемого акта определенному закону или иному нормативному правовому акту, и во-вторых, какие права и законные интересы  налогоплательщика нарушены или какая незаконная обязанность на него возложена.

Напоминаем, что в соответствии со ст. 198 ч. 4 АПК РФ заявление в суд может быть подано в течение 3 месяцев с момента когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Срок для обжалования решения в вышестоящий орган также равен 3 месяцам (ст.139 НК РФ).

Судебная процедура рассмотрения данной категории дел предусмотрена ст. 200 АПК РФ. Согласно пункту 5 вышеназванной статьи  обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Поскольку предполагается , что у государственного органа в споре административно-павового характера больше возможностей, данной нормой выравнивается положение сторон в судебном разбирательстве.

Обжалование решения налогового органа не приостанавливает исполнение решения, в связи с этим налогоплательщик имеет право ходатайствовать перед судом  о приостановлении  действия решения (ст. 199п.3 АПК РФ) либо перед вышестоящим налоговым органом о приостановлении исполнения обжалуемого акта (ст.141 п.2 НК РФ).

 

Камеральные проверки

Остановиться также на правах, которые имеет налогоплательщик при поведении камеральных налоговых проверок, поскольку они проводятся значительно чаще выездных.

Камеральная проверка, как мы указывали, проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налоговых деклараций

Если налоговый орган направляет требование о предоставлении дополнительных документов для камеральной проверки, он должен определить их перечень. Если  же состав документов не определен, налогоплательщик вправе их не представлять. Более того, он не может  быть привлечен к ответственности по ст. 126 НК РФ в случае их непредставления.

В  случае выявления в результате камеральной проверки ошибок в заполнении документов либо противоречий между сведениями, указанными налогоплательщиком в документах последний имеет право на получение требования о внесении исправлений в установленный срок, а также дать объяснения представить дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога.

 

Права организаций при привлечении к административной ответственности

Если в результате налоговой проверки будут выявлены  признаки административного правонарушения, должностным лицом налогового органа при наличии полномочий в соответствии с КоАП РФ будет возбуждено административное производство - составлен протокол об административном правонарушении.

С момента возбуждения административного производства отношения проверяющих и налогоплательщика будет регулировать Кодекс об административных  правонарушениях РФ. Новый кодекс, вступивший в силу чуть более года назад, собрал все нормы об  ответственности за административные правонарушения на федеральном уровне. 

В течение суток с момента составления протокол направляется лицу, уполномоченному рассматривать дела об административном правонарушении. При наличии оснований данное должностное лицо выносит постановление о назначении административного наказания.

Должностные лица налоговых органов правомочны составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ: 14.5. (в части продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин); 15.1. за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций; 15.2. за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций; 15.3. за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации; 15.5. за нарушение сроков представления налоговой декларации; 15.6. за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; 15.7. за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику; 15.8. за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса); 15.9.  за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; 15.11. за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности; 19.4. частью 1 за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); 19.5. частью 1 за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); 19.6. за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; 19.7. за непредставление сведений (информации).

Однако, рассматривать дела, в том числе налагать штрафы налоговые органы вправе только за правонарушения, предусмотренные  статьями 14.5 (в части неприменения ККМ), 15.1. за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций; 15.2. за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций. (ст. 23.5 ч.1 КоАП РФ)

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых  органов вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;

2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.

В остальных случаях по протоколам, составленным должностными  лицами налоговых органов, дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении двух месяцев с момента его обнаружения.

Например, предприятием было допущено нарушение работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций  по ст. 15.1. КоАП РФ, выразившееся в неоприходовании в кассу  денежной наличности. Поскольку данное нарушение не является длящимся: оприходование выручки должно осуществляться в день ее поступления, постановление о  наложении административного штрафа должно быть вынесено не позднее  двух месяцев с момента факта неоприходования.

Несоблюдение всех вышеперечисленных условий дает право юридическому лицу на обращение в арбитражный суд для оспаривания решения административного органа и будет служить безусловным основанием для  отмены решения о привлечении к административной ответственности.

В  любом ином случае несогласия с постановлением лицо, привлеченное к административной ответственности,  также имеет право на подачу жалобы. Жалоба на постановление, вынесенное должностным лицом, может быть подана  в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. При этом решение вышестоящего органа не является препятствием  для обращения в суд. При одновременной подаче жалобы и в суд и в вышестоящий орган жалоба рассматривается судом. (ст.30.1. КоАП РФ)

В арбитражных судах такие жалобы рассматриваются по правилам арбитражно-процессуального законодательства (глава 25 параграф 2 АПК РФ). Обжалование в арбитражный суд осуществляется путем подачи заявления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, привлеченными к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности по месту нахождения или по месту жительства заявителя.

Особое внимание следует обратить на срок подачи такого заявления- он равен 10 дням с момента получения копии решения. Как видим, срок достаточно небольшой, однако он может быть восстановлен по ходатайству заявителя. Таким образом, если десятидневный срок истек, лицо, оспаривающее решение о привлечении к административной ответственности должно подать в суд вместе с  заявлением ходатайство о восстановлении срока.

Исполнение решения может быть приостановлено судом, в случае если заявитель ходатайствует об этом.

Важным для реализации права на судебную защиту является тот факт, что государственной пошлиной не облагается ни обжалование решения в вышестоящий орган, ни в суд.

Полномочия «новой налоговой милиции».

Указом Президента РФ от 11 марта 2003г. №306 с 01.07.2003 г. упразднена федеральная служба налоговой полиции РФ, ее функции переданы МВД России. Тем самым функции государственных органов по осуществлению налогового контроля отделены от функций по выявлению и раскрытию преступлений.

Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» от 30.06.2003г.  №86-ФЗ, вступивший в силу с 1 июля 2003 г. передал милиции не все полномочия налоговой полиции", а разрешил только:

«участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну;

при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Статья 36 НК РФ определяющая полномочия органов внутренних дел также позволяет милиции участвовать в проверках только совместно с налоговыми органами и по запросу последних.

В случае если органы внутренних дел обнаружат обстоятельства, требующие проведения налоговой проверки либо совершения иных действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, они обязаны направить материалы в  налоговый орган. По полученным  материалам налоговый орган принимает соответствующее решение.

Таким образом, самостоятельно проводить налоговые проверки органы милиции не вправе и соответственно налогоплательщики имеют право не допускать сотрудников органов внутренних дел, если те придут для осуществления налоговой проверки.

Если же органы внутренних дел будут располагать данными, указывающими на признаки преступления, то они должны будут вести дознание и расследование по правилам уголовно- процессуального кодекса.

Также у новой налоговой милиции отсутствуют полномочия по привлечению  к административной ответственности за налоговые правонарушения.

 

 

 


Rambler's Top100 TopList