ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы

материал раздела подготовлен специалистами журнала "Бухгалтерский бюллетень"

ВОПРОС-ОТВЕТ

 

Вопрос:

Организация в апреле 1998 г. выкупило право аренды земельного участка с целевым использованием под строительство и эксплуатацию производственной базы, для чего был взят кредит в Сбербанке РФ. Затраты по выкупу права аренды были отнесены на счет использования прибыли. В июле 1999 г. предприятие вводит в эксплуатацию построенную подрядным способом Промбазу. Основным видом деятельности организации являются ремонтно-строительные работы и сдача в аренду помещений Промбазы. По решению акционера в ноябре 2002 г. предприятие продает арендатору всю Промбазу и возвращает кредит. По условиям договора одновременно со зданиями Покупатель покупает выкупленное Продавцом право аренды земельного участка.

1. Как определяется финансовый результат от сделки купли-продажи права аренды земельного участка? Учитываются ли затраты, произведенные организацией в 1998 году?

2. Когда уплачивается налог на прибыль у Продавца, если по условиям договора оплата, прием и передача зданий осуществлены в ноябре 2002 года, а право  собственности на эти здания у покупателя возникло в декабре  с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним?

3. Учитывается ли в целях налогообложения по налогу на прибыль убыток, полученный в результате реализации незавершенного строительства в виде проекта и согласований на новое строительство, учтенного на счете 08?

 

Ответ:

1.           В  статье 1 Закона г. Москвы от 16.07.1997 №34 «Об основах платного землепользования в г. Москве» содержится определение термина «выкуп права аренды земельного участка».

Согласно статье 4 указанного Закона право на сделки с арендными правами относится к нематериальным активам. Министерство финансов Российской Федерации, в частности письмом от 11.03.2001 №04-05-10/14 разъясняло, что права на использование земельных участков, возникших после 01.01.1999 (дата регистрации договора, предметом которого являлось право на совершение сделок с арендными правами на земельный участок в соответствии с запросом – 31.03.1999г.) не учитываются в составе нематериальных активов.

 Кроме того, в соответствии с письмом МНС России  от 15.06.2000 №ВГ-8-02/2601 расходы, понесенные организацией в  виде платы за выкуп права аренды земельного участка, должны осуществляться за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Таким образом, при формировании финансового  результат от реализации организацией в 2002 объекта основных средств, приобретенного в 1999 году, для целей исчисления и уплаты налога на прибыль не могут быть учтены расходы по выкупу права аренды земельного участка, осуществленному в 1999 году.

2.                   При использовании организацией для целей исчисления и уплаты налога на прибыль порядка признания доходов по методу начисления  в соответствии с п.3 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса, датой получения дохода признается дата реализации  товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п.1 статьи 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. В соответствии со статьей 39 Кодекса реализацией товаров (работ, услуг) организацией признается, в том числе,  соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Таким образом,  для целей налогообложения при применении метода начисления доходы от реализации объекта основных средств должны быть учтены в периоде в котором была осуществлена регистрация права собственности на объект недвижимости.

3.                   В соответствии со статьей 248 Кодекса к доходам в целях исчисления и уплаты налога на прибыль относятся, в том числе, доходы  от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. В целях главы 25 Кодекса товары определяются в соответствии с п.3 статьи 38 Кодекса. Согласно статье 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

В соответствии с  пп. 2 п.1  статьи 268 Кодекса при реализации товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров. В случае реализации прочего имущества  (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) – на цену приобретения этого имущества. Если цена приобретения имущества, указанного в п.2  данной статьи с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.

 

И.Л. Гольдберг, сотрудник отдела налогообложения прибыли организаций,  советник налоговой службы РФ III ранга

 

Вопрос:

При каких условиях можно отнести на себестоимость для целей налогообложения прибыли перечисленный взнос в негосударственный пенсионный фонд?

Взносы были перечислены в декабре 2002 года.

Обязателен ли список застрахованных лиц?

 

Ответ:

Требования статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации  при отнесении расходов по  договорам негосударственного пенсионного обеспечения к расходам, уменьшающим полученные организацией доходы, для целей исчисления и уплаты налога на прибыль сводятся к следующему:

  1. Работодатель вносит сумму страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу своих работников с негосударственным пенсионным фондом,  имеющим лицензию на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

 

-          Отношения, возникающие при осуществлении негосударственными пенсионными фондами деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, регулируются Федеральным законом от 07.05.98 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

 

-          Положение о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.02  г. №546.

 

  1. Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, дающих право на установление государственной пенсии, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

  1. Совокупность сумм платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам, указанным в п.п.16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (досрочное страхование жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственное пенсионное страхование), не должна превышать 12% от суммы расходов на оплату труда.

 

 

  1. В случае изменения существенных условий  указанных договоров, сокращения сроков данных договоров, их расторжения взносы работодателя по таким договорам, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с момента изменения существенных условий указанных договоров, сокращения их срока действия, расторжения.
  2. При расчете предельных платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с п.п.16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренных указанным подпунктом.

Кроме того, в соответствии со статьей 252 Налогового Кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные понесенные налогоплательщиком.

Пунктом 5.2.1. Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций», утвержденных  Приказом МНС России №БГ-3-02/729@ от 20.12.2002, предусмотрено, что для признания сумм платежей (взносов) работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с негосударственными пенсионными фондами, расходами, уменьшающими налоговую базу по прибыли, достаточно:

-          договора о негосударственном пенсионном обеспечении, отвечающего требованиям п.п.16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации

-          наличие документов, подтверждающих уплату указанных взносов (платежей) налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде.

 

Согласно запросу Вкладчик обязуется представлять данные об Участниках (работниках организации - Вкладчика) в соответствии с Приложением №1 к Договору о негосударственном пенсионном обеспечении.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что  в целях обоснования  и подтверждения, произведенных организацией расходов, предоставление списка сотрудников организации, в пользу которых заключается вышеуказанный договор, необходимо.

Взносы на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов указанных в статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации, не учитываются для целей исчисления и уплаты налога на прибыль.

 

Необходимо обратить внимание на п.6 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому расходы по негосударственному пенсионному обеспечению признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату пенсионного взноса. Если по условиям договора негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрена уплата пенсионного взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.

Отчетным периодом согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на прибыль признается первый квартал, полугодие, 9 месяцев.

 

В соответствии с запросом договор вступает в силу с даты поступления первого пенсионного взноса на расчетный счет Фонда и действует до полного исполнения сторонами принятых обязательств.

 

В пункте 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что  законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Согласно договору о негосударственном пенсионном обеспечении Вкладчик обязуется внести пенсионный взнос за 2002 год не позднее 31.12.2002.

В связи с тем, что установить конкретный срок окончания  данного договора не представляется возможным, а действующим законодательством такая ситуация не рассмотрена, для учета расходов в целях налогообложения по оплате взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, соблюдая принцип равномерности, пенсионный взнос,  внесенный Вкладчиком единовременно за 2002 год, необходимо распределить равномерно в течение  2002 года.

При этом, учитывая условия представленного договора,  к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль за 2002 год, возможно отнести затраты, приходящиеся на срок с момента вступления договора в силу (дата перечисления средств на расчетный счет Фонда) до 31.12.2002. 

 

 

Относительно п.8.4 Договора необходимо отметить, что согласно п.п. 40 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются для целей налогообложения расходы в виде взносов, уплачиваемых некоммерческим организациям, кроме указанных в п.п. 29, 30 п.1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

И.Л. Гольдберг, сотрудник отдела налогообложения прибыли организаций,  советник налоговой службы РФ III ранга

 

 

 

 

Вопрос:

ОАО заключило договор с негосударственным пенсионным фондом. Взносы перечисляются на солидарный счет вкладчика. Обязателен ли список застрахованных лиц?

Есть ли база обложения ЕСН?

Ответ:

При рассмотрении вопроса о необходимости начисления  единого социального налога на суммы страховых взносов, перечисляемых налогоплательщиками - организациями в негосударственные пенсионные фонды на солидарные счета, следует учитывать, что на основании пункта 1 статьи 237 Кодекса суммы пенсионных взносов, перечисляемых организацией - работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении своих работников, подлежат включению в налогооблагаемую единым социальным налогом базу и начисление ЕСН должно производится организацией – работодателем в момент перечисления взносов в НПФ.

При этом вышеуказанные пенсионные взносы не подлежат включению в налоговую  базу по ЕСН, если они не отнесены у налогоплательщиков – организаций к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса.

В соответствии с пунктом 16 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда в рамках главы 25 НК РФ  относятся суммы страховых взносов по пенсионному страхованию и (или) негосударственному пенсионному обеспечению. Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы  расходов на оплату труда.

Пунктом 7 статьи 270 Кодекса установлено, что к расходам, не уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, относятся расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в статье 255 Кодекса.

Учитывая изложенное, сумма пенсионных взносов, внесенная налогоплательщиком – работодателем по договору негосударственного пенсионного обеспечения своих работников, и отнесенная к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, учитывается при расчете налоговой базы по единому социальному налогу, а сумма пенсионных взносов, включаемая в состав расходов,  не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, на основании пункта 3 статьи 236 Кодекса не полежит включению в налоговую базу по единому социальному налогу.

В соответствии с Требованиями к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемых для негосударственного пенсионного обеспечения населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.12.1999 №1385, пенсионная схема фонда должна определять условия негосударственного пенсионного обеспечения и служить основой для заключения фондом и вкладчиком фонда в  пользу участников фонда договора о негосударственном пенсионном обеспечении.

Следовательно, вне зависимости от пенсионной схемы,  применяемой при заключении договора о негосударственном пенсионном обеспечении, пенсионные взносы, перечисляемые организацией-вкладчиком в негосударственный пенсионный фонд, должны начисляться отдельно по каждому физическому лицу – участнику фонда, в пользу которого эти взносы перечисляются. Вопросы организации учета пенсионных фондов отдельно по каждому работнику – участнику фонда должны решаться между организацией – вкладчиком, перечисляющим взносы в пользу работников, и негосударственным пенсионным фондом.

Таким образом, на суммы пенсионных взносов, перечисляемых организацией – работодателем в ПФР по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении своих работников, начисление ЕСН должно быть произведено организацией – работодателем с учетом положений главы 25 НК РФ в момент перечисления взносов в негосударственный пенсионный фонд независимо от того, солидарный ли это пенсионный счет организации или это именные пенсионные счета работников.

При этом обращаем внимание на то, что пунктом 4 статьи 243 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных  вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также  сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты.

Приказом МНС РФ от 21.02.2002 №БГ-3-05/91 утверждены форма и порядок заполнения индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета.

Учитывая вышеизложенное, вне зависимости от пенсионной схемы, применяемой при негосударственном пенсионном страховании, страховые взносы, перечисляемые организацией вкладчиком в негосударственный пенсионный фонд, должны учитываться отдельно по каждому работнику  - участнику фонда, в пользу которого эти взносы перечисляются, и заносится в его индивидуальную карточку для расчета единого социального налога.

В.И. Громова, сотрудник Департамента единого социального налога МНС России, советник налоговой службы РФ I ранга

 

 

 

Вопрос:

ОАО заключило договор с негосударственным пенсионным фондом. Взносы перечисляются на солидарный пенсионный фонд вкладчика. Обязателен ли список застрахованных лиц?

Возникает  ли у организации  база обложения НДФЛ и если возникает, то когда?

 

Ответ:

Пунктом 3 статьи 213 Налогового кодекса установлены особенности определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения, в соответствии с которыми при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев, если работодатели заключают договоры негосударственного пенсионного обеспечения при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит две тысячи рублей в год на одного работника.

                Подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса установлено, что дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.

                Таким образом, если вкладчик – работодатель перечисляется за работников средства на солидарный пенсионный счет вне зависимости от суммы взноса объект налогообложения налогом на доходы физических лиц не возникает до момента достижения пенсионных оснований конкретного физического лица, которому в этом случае согласно выбранной пенсионной схемой производится расчет полагающейся суммы пенсионных взносов и определяется сумма, подлежащая  налогообложению за минусом сумм, установленных пунктом 3 статьи 213 Налогового кодекса.

                Представление списка застрахованных лиц, прилагаемого к рассмотренному договору негосударственного пенсионного обеспечения, то в данном случае с учетом вышеприведенных доводов, не является обязательным.

Л.А.Панина, советник налоговой службы РФ I ранга

Вопрос:

Предприятие в сентябре 2001 г. передало в лизинг автомобили. В договоре лизинга не был прописан коэффициент ускорения. В учетной политики 2001 г. был предусмотрен вид деятельности - финансовый лизинг, о коэффициенте ускорения не упоминалось (не был определен). Амортизация для целей бухгалтерского учета по данным автомобилям начислялась без применения коэффициента ускорения.

 

Дополнительным соглашением с 01.01.2002 г. в договоре лизинга  ввели коэффициент ускорения, равный 3. В учетной политике 2002 г. для целей бухгалтерского учета было оговорено применение коэффициента ускорения не выше 3. Амортизация для целей бухгалтерского учета по данным автомобилям начисляла с применением коэффициента ускорения 3.

Вопрос: Имело ли право предприятие с 2002 г. применять в бухгалтерском учете норму амортизационных начислений для автомобилей, переданный в лизинг с учетом коэффициента ускорения 3 после внесения изменений в договор лизинга и в учетную политику для целей бухгалтерского учета?

Учитывается ли амортизация, начисленная с 2002 года для целей исчисления налога на имущество?

 

Ответ:

Согласно статье 259 НК РФ по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб., основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.

Организации, получившие указанные легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы в лизинг, включают это имущество в состав соответствующей амортизационной группы и применяют основную норму амортизации со специальным коэффициентом 0,5.

При этом указанной статьей предусмотрено, что для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3, предусмотренный договором лизинга. Данное положение не распространяется на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.

Организации, передавшие (получившие) основные средства, которые являются предметом договора лизинга, заключенного до введения в действие главы 25 НК РФ, вправе начислять амортизацию по этому имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) имущества, а также с применением специального коэффициента не выше 3.

Согласно статье 31 Федерального закона от 29.10.98 №164-ФЗ «О лизинге» стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга.

Амортизационные отчисления производит балансодержатель предмета лизинга.

При применении ускоренной амортизации используется равномерный (линейный) метод  ее начисления, при котором утвержденная в установленном порядке норма амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 3.

В соответствии с Законом РФ от 13.12.91 №2030-1 «О налоге на имущество предприятий» объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. При этом  основные средства и нематериальные активы учитываются по остаточной стоимости.

На основании изложенного, применяемая в соответствии с законодательством сторонами    договором лизинга увеличенная норма амортизации учитывается для целей налогообложения налогом на имущество предприятий.

Т.А. Пермина, сотрудник отдела региональных и местных налогов УМНС РФ по г.Москве

 

Вопрос:

Просим дать разъяснения по следующему вопросу.

Наша организация в 2002 году работала, применяя общий режим налогообложения. В 2003 г. мы перешли на упрощенную систему налогообложения (УСН), определяя прибыль как «доход минус расход». Возник вопрос по поводу НДС по основным средствам (ОС), находящимся на балансе предприятия на 01.01.2003г.

 

 Нужно ли восстанавливать НДС по недоамортизированным ОС, который был зачтен по ним до 01.01.2003 (есть арбитражная  практика Северо-западного округа Дело №А05-5242/01-262/20 от 17.09.01., где суд не устанавливает обязанности восстанавливать НДС)?

 

В законодательстве нет прямой ссылки (при переходе на освобождение от НДС по ст.145 НК РФ четко прописано, что НДС по недоамортизированным ОС надо восстанавливать)

 

В какой период восстанавливать НДС: в месяце, предшествующему тому, в котором организация переходит на УСН, то есть в декабре или каждый месяц по мере начисления амортизации, то есть списания на расход по правилам ст.346.16?

 

Если НДС надо восстанавливать, то можно ли эту сумму учесть как «расход»?

 

Ответ:

В соответствии с п. 2 статьи 346.11 НК РФ (далее–Кодекс), организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС.

На основании пп. 3 п.2 статьи 170 Кодекса суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов лицами, не являющимися налогоплательщиками.

Согласно п.3 статьи 170 Кодекса в случае принятия налогоплательщиком  сумм налога, указанных в пункте 2 данной статьи, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном 21-й главой Кодекса, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.

При этом следует учитывать, что суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 Кодекса по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с 21-й главой Кодекса, но не использованным для указанных операций, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед его переходом на упрощенную систему налогообложения.

В связи с тем, что налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, НДС  не исчисляют и в бюджет его не уплачивают (то есть стоимость реализуемого товара (работы, услуги) формируется без НДС), суммы налога по приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения основным средствам, приходящиеся на недоамортизированную часть стоимости данного основного средства, подлежат восстановлению и уплате в бюджет.

Указанные суммы  НДС должны быть восстановлены и уплачены в бюджет в последнем налоговом периоде, когда организация являлась плательщиком НДС, то есть в налоговом периоде за декабрь 2002 г.

При этом источником их уплаты являются собственные средства налогоплательщика.

 

 О.С. Думинская, советник налоговой службы III ранга, сотрудник Департамента косвенных налогов  МНС РФ

 

Вопрос

Организация оказывает информационные и консультационные услуги фирме, зарегистрированной на территории республики Белоруссии. Информацию наш партнер в Белоруссии получает в электронном виде. Все расчеты производятся с фирмой, расположенной на территории Республики Белоруссии, и ими же подписываются акты выполненных работ.

Должны ли мы уплачивать НДС с суммы выручки, поступающей от реализации указанных выше услуг?

Что изменится в случае, когда белорусский партнер имеет на территории РФ представительство?

 

Ответ:

Статьей 13 Закона РФ от 05.08.2000 №118-ФЗ (с учетом изменений) установлено, что с 1 июля 2001 года главы 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации применяются с учетом следующих особенностей.

Реализация товаров в Республику Беларусь, реализация с территории Беларусь товаров, являющихся продуктом переработки товаров, вывезенных с территории Российской Федерации для переработки и ввезенных на территорию Российской Федерации, а также реализация нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются в государства – участники Содружества Независимых Государств, приравниваются к реализации товаров на территории Российской Федерации.

При ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, а также при ввозе нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа с территории государств – участников Содружества Независимых Государств налог на добавленную стоимость и акцизы (за исключением акцизов по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными и (или) специальными марками и (или) лицензированию при ввозе на территорию Российской Федерации) таможенными органами Российской Федерации не взимаются.

При реализации товаров, указанных в части третьей настоящей статьи, на территории Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается по ставкам и в порядке, которые предусмотрены для товаров, произведенных на территории Российской Федерации. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников Содружества Независимых Государств, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до июля 2001 года.

Таким образом, вышеизложенный порядок распространяется на взаимоотношения между хозяйствующими субъектами РФ и Республики Беларусь, возникающими при реализации товаров. При реализации указанными субъектами работ (услуг) следует руководствоваться статьей 148 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ в целях 21 главы НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение настоящего подпункта применяется при оказании консультационных, юридических, Бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1.        Контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2.        Документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Таким образом, консультационные услуги и услуги по обработке информации, оказываемые российской организацией фирме, зарегистрированной на территории республики Белоруссия, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации при выполнении вышеуказанных условий.

В случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если данные услуги оказаны через это постоянное представительство), местом реализации услуг является территория Российской Федерации.

 

М.В.Рытова, советник налоговой службы   I ранга, сотрудник Департамента косвенных налогов МНС РФ

 

 

 

 

 


Rambler's Top100 TopList