ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы

Налоги и сборы, уплачиваемые при упрощенной
системе налогообложения. Обязанности налогового агента

 

Л.П.Хабарова, Главный редактор журнала «Бухгалтерский бюллетень»

 

При переходе на упрощенную систему налогообложения организации освобождаются от уплаты следующих налогов:

1. Налога на прибыль.

2. Налога на добавленную стоимость.

Однако при приобретении имущества, в т. ч. товаров для их дальнейшей перепродажи по импорту, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от уплаты НДС при ввозе имущества на таможенную территорию Российской Федерации.

3. Налога с продаж.

4. Налога на имущество организаций.

5. ЕСН.

Упрощенная система налогообложения – это специальный налоговый режим, устанавливающий особые условия налогообложения. При переходе на упрощенную систему налогообложения организации не являются плательщиком налога на добавленную стоимость. Такие организации не освобождаются от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 или ст. 149 НК РФ. При переходе на упрощенную систему налогообложения все положения главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ на них не распространяются. Они освобождаются от ведения Книги покупок и Книги продаж, от выписки счетов-фактур.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые при приобретении товаров (работ, услуг) засчитываются как расход, только организациями (индивидуальными предпринимателями), выбравшими в качестве объекта налогообложения сумму дохода, уменьшенную на сумму расходов.

Индивидуальные предприниматели при переходе на упрощенную систему налогообложения, кроме вышеперечисленных налогов освобождаются от уплаты налога на доходы с физических лиц, но только в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, получивший доход как физическое лицо, например, при продаже имущества, не используемого при предпринимательской деятельности, является плательщиком налога на доходы физического лица в общеустановленном порядке.

Освобождение от оплаты всех вышеперечисленных налогов для организации (индивидуального предпринимателя) заменяется уплатой единого налога.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации (индивидуальных предпринимателей) от уплаты ряда налогов:

В Федеральный бюджет

        государственных пошлин;

        таможенных пошлин;

        платежей за пользование природными ресурсами, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

        налога на операции с ценными бумагами;

        сбора за использование наименований «Россия», «Российская Федерация», и образованных на их основе слов и словосочетаний;

        платы за пользование водными объектами;

        налога на добычу полезных ископаемых.

В Региональный бюджет

        транспортного налога.

В Местный бюджет

        земельного налога;

        налога на рекламу;

        иных налогов и сборов, установленных местными законодательными органами в соответствии с действующим законодательством.

Кроме вышеперечисленных налогов и сборов, организации (индивидуальные предприниматели), применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании». На основании Закона № 167-ФЗ устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования.

Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного пенсионного страхования.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 167-ФЗ являются:

        организации;

        индивидуальные предприниматели;

        физические лица.

За счет обязательного пенсионного страхования осуществляются выплаты страховой и накопительной части трудовой пенсии. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН.

Размер и порядок уплаты взносов установлен ст. 28 Закона № 167-ФЗ. Согласно указанной статьи суммы страховых взносов уплачиваются страхователями в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей – на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Организации (индивидуальные предприниматели), перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основании Федерального закона РФ от 24.07.87 г. № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», должны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев.

В соответствии со ст. 21 страховые тарифы, дифференцированные по группам отраслей экономики в зависимости от класса профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.

Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (подотрасли) экономики.

 

Обязанности налогового агента

 

Применение упрощенной системы налогообложения не освобождает организации (индивидуальных предпринимателей) от исполнения обязанностей налогового агента.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Согласно п. 2 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщиком и перечислять в бюджеты соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговые проверки в отношении налоговых агентов осуществляются в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков.

По каким налогам и когда у организации (индивидуальных предпринимателей), перешедших на упрощенную систему возникают обязанности налоговых агентов?

 

Обязанности налоговых агентов по НДС

 

На основании ст. 161 главы 21 НК РФ обязанности налоговых агентов возникают по налогу на добавленную стоимость.

По налогу на добавленную стоимость существует три вида налоговых агентов:

1) налоговые агенты, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;

2) налоговые агенты при реализации на территории Российской Федерации, конфискованного имущества, бесхозных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству;

3) налоговые агенты – арендаторы федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества.

Для налоговых агентов по НДС предусмотрены отдельные особенности по исполнению своих обязанностей.

Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами по иностранным лицам, предусмотрен п. 1–2 ст. 161. п. 4 ст. 164, п. 3 ст. 171, п. 4 ст. 173, п. 3. ст. 174 НК РФ.

Налоговыми агентами признаются лица, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в налоговых органах РФ.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ  иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете, определяется налоговыми агентами как сумма доходов от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации на территории РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу по итогам налогового периода, в котором произошла соответствующая реализация товаров (работ, услуг).

При предоставлении органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду на территории Российской Федерации федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Налоговыми агентами признаются арендаторы (организации и индивидуальные предприниматели) указанного имущества при заключении договоров аренды с органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления.

Арендаторы обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

 

Пример:

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, заключила с 1 января 2003 года договор аренды нежилого помещения под офис с городским комитетом по управлению имуществом. По условиям договора ежемесячная арендная плата установлена в размере 6000 руб. (с учетом НДС), а срок ее уплаты – до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Предположим, что организация производит расчет с арендодателем за I квартал 2003 года. Объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.

Арендатор произведет расчет суммы НДС, подлежащей удержанию из доходов арендодателя и перечислению в бюджет, следующим образом:

1. Налоговой базой является сумма арендной платы с учетом НДС, составляющая 6000 руб.

2. При удержании НДС налоговыми агентами сумма налога должна определяться расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ). В данном случае налоговая ставка определяется как ее процентное отношение в размере 20% к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на 20%:

6000 руб. х 20% / 120% = 1000 руб.

3. Сумма НДС, подлежащая удержанию из доходов арендодателя и перечислению в бюджет арендатором, – 1000 руб.

4. Сумма арендной платы, подлежащей перечислению арендодателю 5000 руб. (6000 руб. – 1000 руб.).

20 апреля 2003 года (на дату представления налоговой декларации за I квартал 2003 г.), организация представляет в налоговый орган раздел II декларации по налогу на добавленную стоимость, по строке 080, отражая сумму исчисленного и удержанного НДС за I квартал 2003 г. Так как обязанность по начислению и уплате НДС возникает на дату перечисления арендной платы, в налоговой декларации за I квартал 2003 г. по строке 080 отражается сумма НДС 2000 руб. (за 10 февраля, за 10 марта 2003 г.).

 

Порядок оформления счетов-фактур при исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС следующий.

Налоговый агент при приобретении товаров (работ, услуг) в счете-фактуре указывает полную стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом НДС, который включается в налоговую декларацию того налогового периода, в котором произведено удержание сумм налога из доходов налогоплательщика.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, которые исполняют обязанности налоговых агентов по НДС, обязаны представлять в налоговые органы декларации по НДС в порядке, предусмотренном инструкцией, утвержденной приказом МНС России от 21.01.2002 № БГ-3-03/25 (в редакции приказа МНС России от 06.08.2002 № БГ-3-03/416).

 

Обязанности налоговых агентов по НДФЛ

 

Организации (индивидуальные предприниматели), перешедшие на упрощенную систему налогообложения являются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц на основании ст. 226 главы 23 НК РФ.

Исчисление и перечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц производятся налоговыми агентами в отношении всех доходов налогоплательщиков, источником которых является организация (индивидуальный предприниматель), за исключением доходов в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 228 НК РФ. Напомним, что ст. 228 НК РФ определяет особенности исчисления сумм налога в отношении отдельных видов доходов.

Исчисление сумм налога налоговыми агентами в соответствии с п. 3 ст. 226 производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13% (в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ), начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущем месяце текущего налогового периода суммы налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы начисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также для перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода – для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога – для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Кроме того, на основании ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной МНС России.

 

Обязанности налогового агента по налогу на прибыль

 

 Организации, перешедшие на упрощенную систему, выступают налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате дивидендов в соответствии со ст. 275 главы 25 НК РФ.

Статья 275 главы 25 НК РФ посвящена определению налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях.

В соответствии с п. 2 ст. 275 «если источником дохода налогоплательщика является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога».

При этом сумма налога, подлежащая удержанию доходов налогоплательщика – получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом исходя из общей суммы и доли каждого налогоплательщика в общей сумме дивидендов.

Общая сумма налога определяется как произведение ставки налога (6% в соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) на сумму дивидендов, подлежащих распределению между акционерами (учредителями).

Сумма налога, подлежащая удержанию с каждого акционера, определяется по формуле:

Hi-n =  Ho  × Di-n

 Do

где:

Нi-n – сумма налога, подлежащая удержанию с каждого акционера;

Но – общая сумма налога (102000 руб.)

Do – общая сумма дохода, распределенного на дивиденды;

Di-n – сумма дивидендов, начисленная каждому акционеру.

 

Пример:

 

Уставный капитал 000 «Роскон» составляет 50 тыс. рублей, в т. ч. по долям:

ООО «Радуга» – 10 тыс. руб.

О.И. Ермаков – 15 тыс. руб.

А.Я. Новиков – 25 тыс. руб.

По итогам за 2003 год общее собрание учредителей приняло решение направить на выплату дивидендов прибыль 2003 года в размере 75 тыс. рублей.

Расчет суммы налога по приведенной формуле производится следующим образом:

1.      Общая сумма дивидендов – 75 тыс. руб.

2.      Общая сумма налога (75000 х 6%) = 4500 руб.

3.      Доля дивидендов 000 «Радуга» составляет 20% (10 тыс. х 100) / 50 тыс.,

Доля О.И. Ермакова 30% (15 тыс. х 100) / 50 тыс.,

Доля А.Я. Новикова 50% (25 тыс. х 100) / 50 тыс.

4.      Сумма налога, удерживаемого налоговым агентом с 000 «Радуга»
4500 х 20% = 900 руб.

5.      Сумма налога на доходы физических лиц, удерживаемого налоговым агентом:

У О.И. Ермакова (4500 х 30%) = 1350 руб.

У А.Я. Новикова (4500 х 50%) = 2250 руб.

6.      Организация ООО «Роскон» выплатит дивиденды:

ООО «Радуга» (75000 х 20% – 900) = 14100 руб.

О.И. Ермакову (75000 х 30% – 1350) = 21150 руб.

А.Я. Новикову (75000 х 50% – 2250) = 35250 руб.

 

Если организация, которая выплачивает дивиденды, сама получает доходы от долевого участия в других организациях, то на основании п. 2 ст. 275 НК РФ она произведет расчет налога на прибыль, подлежащего удержанию из доходов организации – получателя дивидендов, следующим образом.

1. Сначала из общей суммы дивидендов, которые подлежат распределению между учредителями (акционерами), вычитаются суммы дивидендов, подлежащие выплате иностранной организации и (или) физическому лицу, не являющемуся резидентом Российской Федерации.

2. Затем определяется разница между суммой дивидендов, подлежащих распределению между учредителями (акционерами) в текущем налоговом периоде, и суммой дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, если данные суммы дивидендов не участвовали в расчете при определении облагаемого налогом на прибыль дохода в виде дивидендов. Если полученная разница окажется отрицательной, обязанности по удержанию налоговым агентом налога на прибыль не возникает. Если же полученная разница будет положительной, налог исчисляется по ставке 6%.

 

Пример:

Уставный капитал ООО «Роскон» 50 тыс. руб. По итогам работы за 2003 год общее собрание учредителей приняло решение направить на выплату дивидендов 75 тыс. руб. Организация получила в налоговом периоде доход от долевого участия в других организациях 25 тыс. руб.

Расчет суммы налога, удерживаемого источником выплаты дивидендов, производится следующим образом:

1.      Общая сумма дивидендов, подлежащая выплате 75000 руб.

2.      Разница между суммой дивидендов, подлежащих выплате и суммой дивидендов, полученных от долевого участия в других организациях (75000 – 25000) = 50000 руб.

3.      Общая сумма налога, подлежащая удержанию у источника выплаты дивидендов (50000 х 6%) = 3000 руб.

 

Если организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, выплачивает дивиденды организации, которая также применяет упрощенную систему налогообложения, такая организация не исполняет обязанности налогового агента по отношению к данным доходам. При этом организации – получателю доходов от долевого участия в других организациях, применяющей          упрощенную систему налогообложения, рекомендуется сообщить организации – источнику выплаты указанных доходов, что организация не является плательщиком налога на прибыль и, следовательно, удержание его при выплате дивидендов не производится. Указанные доходы подпадают под обложение единым налогом, исчисленным по результатам хозяйственной деятельности при применении упрощенной системы налогообложения.

Если организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, выплачивает дивиденды организации, которая переведена на уплату ЕНВД, такая организация исполняет обязанности налогового агента в общеустановленном порядке. Организации, переведенные на уплату ЕНВД, не являются налогоплательщиками по налогу на прибыль только в отношении определенных видов предпринимательской деятельности, при этом выплата доходов от долевого участия в других организациях к таким видам деятельности не относится.

Налоговые агенты в составе налоговой декларации по налогу на прибыль представляют в налоговые органы лист 03 «Расчет налога на прибыль с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях, созданных на территории Российской Федерации), процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)».

 

Обязанности налогового агента по налогу с продаж

 

У организаций (индивидуальных предпринимателей), перешедших на упрощенную систему, возникают обязанности налоговых агентов по налогу с продаж.

В соответствии со ст. 354 главы 27 НК РФ, в случае если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится указанными организациями или индивидуальными предпринимателями, то есть комиссионерами (поверенными, агентами) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента). При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).

В случае если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара.

В данном случае не имеет значения, какую систему налогообложения применяет комиссионер (поверенный, агент). Главное – какую систему налогообложения применяет собственник товаров, которые реализует посредник.

Если комитент (доверитель, принципал) применяет общую систему налогообложения, посредник (комиссионер, агент, поверенный) должен исчислять, удерживать из доходов комитента (доверителя, принципала) и уплачивать в бюджет налог с продаж, даже если он применяет упрощенную систему налогообложения.

Если комитент (доверитель, принципал) применяет упрощенную систему налогообложения, то для того, чтобы комиссионер (агент, поверенный) при реализации товара комитента правомерно не взимал с покупателей налог с продаж и не являлся налоговым агентом по налогу с продаж, рекомендуется получить от комитента в адрес комиссионера уведомление о том, что комитент не является плательщиком налога с продаж.

 

Пример:

Торговая организация (комиссионер), применяющая упрощенную систему налогообложения, за отчетный период через розничную сеть реализовала товар комитента, который применяет общий режим налогообложения, на общую сумму 210000 руб. Денежные средства получены комиссионером наличными в кассу. Комитент является плательщиком налога с продаж.

Определим сумму налога с продаж, удерживаемую налоговым агентом (комиссионером), если ставка налога с продаж на территории субъекта Российской Федерации составляет 5%.

Налоговая база составляет 200 000 руб. (210 000 руб. / 1,05). Сумма налога с продаж, удерживаемая налоговым агентом и подлежащая перечислению в бюджет, составляет 10 000 руб. (200 000 руб. х 5%). Комиссионер перечислит комитенту доход от реализации в сумме 200 000 руб.

 

Организации, исполняющие обязанности налоговых агентов по налогу с продаж, представляют в налоговые органы декларации по налогу с продаж в сроки, установленные действующим законодательством.

 

 


Rambler's Top100 TopList