ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы

В законе суета - ГУПам маета

  Правоприменительная практика Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон, ФЗ "О ГУПах") еще не устоялась, поэтому позволяет толковать некоторые нормы некомпетентно, порой даже превратно. Как определяется момент передачи имущества, возможно ли его истребование от добросовестного приобретателя, в каких случаях собственник не вправе распоряжаться имуществом?
  Консультируют эксперты ЦДИ "ЭЖ".


"Переходящие" права

Десять лет назад, при учреждении предприятию было передано имущество на сумму 2 млн. руб. В настоящее время активы ГУПа увеличились на 40 млн. руб. Кому принадлежат эти доходы и может ли предприятие распоряжаться ими самостоятельно?


  Многие руководители и члены трудовых коллективов госпредприятий ошибочно считают имущество, полученное в процессе их деятельности, собственностью предприятия. На самом деле это не так.
Новый закон достаточно корректно использует термин "собственник имущества унитарного предприятия", не называя собственника имущества собственником самого юридического лица. Однако без обычных в российском законодательстве оговорок
не обошлось.
  В п. 3 ст. 11 Закона говорится о том, что "при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество".
  Таким образом, в рамках одной статьи термин "предприятие" употреблен в двух разных значениях - как имущественный комплекс и как юридическое лицо, так как сохранять право на имущество может только юридическое лицо, а не само имущество.
  Несмотря на кажущуюся незначительность подобного огреха, он может породить некоторую сумятицу при применении закона. Согласно ст. 11 Закона о ГУПах имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за ним собственником на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, доходов от его деятельности, иных не противоречащих законодательству источников.
  Из содержания статьи неясно, каким правом обладает унитарное предприятие на имущество, полученное им в виде дохода и "иных источников".
  Это может породить споры, схожие с давно не утихающими дискуссиями о природе
права учреждения на доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.
  Впрочем, ГК говорит о том, что плоды, продукция и доходы от использования имущества собственника, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия (п. 2 ст. 299 ГК РФ).
  Видимо, Закон, несмотря на неудачную редакцию комментируемой статьи, имеет в виду именно ограниченные вещные права предприятия на любое имущество. В любом случае, имущество ГУПа является собственностью государства.

Поможет ли "добрая совесть"?

Возможно ли, в соответствии с ФЗ "О ГУПах" истребование собственником
имущества госпредприятия от добросовестного приобретателя?



  Согласно п. 4 ст. 20 Закона собственник имущества унитарного предприятия вправе
истребовать это имущество из чужого незаконного владения. Пожалуй, с точки зрения
гражданского права приведенная норма - одно из интереснейших положений ФЗ "О ГУПах", осмысление которого требует обращения к теории. ГК содержит достаточно серьезное ограничение: речь идет о невозможности истребования вещи от добросовестного приобретателя в случае, когда имущество выбыло из владения собственника или иного владельца по их воле (ст. 302 ГК РФ).
  Предположим, что унитарное предприятие добровольно утратило владение вещью - например, сдало движимую вещь в аренду, а арендатор продал ее ничего не ведающему добросовестному приобретателю. Для унитарного предприятия виндикация невозможна, для собственника в соответствии с ГК - тоже.
  Однако Закон "О ГУПах" ограничений истребования не содержит, что позволяет использовать его норму для обхода положений ГК.

Реорганизация по правилам

Как понимать норму ФЗ "О ГУПах" о том, что унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику. Возможна ли реорганизация когда к ГУПу присоединяется госучреждение?


  В соответствии с ст. 212 ГК РФ, имущество может находиться в собственности <…> Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. ФЗ "О ГУПах" определил, что "унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит
одному и тому же собственнику" (п. 3 ст. 29). Следовательно, реорганизация возможна, если, формы собственности реорганизуемых предприятий одинаковы.
  Что касается второго вопроса, то до настоящего времени существовала достаточно распространенная практика, согласно которой реорганизация унитарного предприятия проводилась путем присоединения к нему государственного учреждения (и наоборот).
  Так, Приказом Министерства имущественных отношений РФ и Министерства связи РФ было реорганизовано Федеральное унитарное предприятие связи "Управление почтовой связи Санкт-Петербурга" путем присоединения к нему государственного учреждения "Управление почтовой связи Ленинградской области".
  Возражения против правомерности такой реорганизации, которая на самом деле являлась закамуфлированным преобразованием, высказывались и ранее, однако спорить с Минимуществом желающих было немного. С вступлением в силу Закона, такая практика запрещена.
  Закон "О ГУПах" установил следующие формы посредством которых может быть осуществлена реорганизация:

- слияние двух или нескольких предприятий;
- присоединение одного или нескольких унитарных предприятий;
- разделение на два или несколько ГУПов;
- выделение из унитарного предприятия одного или нескольких ГУПов;
- преобразование в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных Законом или иными федеральными законами случаях п. 2 ст. 29).

  Таким образом, Закон прямо указал на то, что любая реорганизация,при которой происходит изменение организационно-правовой формы ГУПа, является преобразованием, а потому его слияние, разделение, присоединение, выделение могут осуществляться с юридическими лицами той же организационно-правовой формы. Кроме того, унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, только если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
  Унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование в иные формы допустимо лишь в порядке, устанавливаемом законодательством о приватизации (ст. 34 Закона).
  Отметим, что Закон РФ "О некоммерческих организациях" не допускает преобразования учреждения в унитарное предприятие. Закон о ГУПах также установил правило, по которому в случае преобразования казенного предприятия в государственное или муниципальное собственник имущества первого в течение полугода несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим ко второму.

Момент истины

Как определяется момент передачи имущества одного унитарного предприятия другому? Когда передача считается законченной?


  В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи его имущества другому государственному или муниципальному собственнику (РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию), в устав предприятия вносятся соответствующие изменения. При этом передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав изменений (п. 4 ст. 29 ФЗ "О ГУПах").
  Это положение интересно с точки зрения определения момента перехода права собственности на имущество предприятия.
  Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Для недвижимого имущества правило иное - когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
  В ст. 29 Закона речь идет о передаче права собственности на имущество предприятия от одного собственника другому, а не об изменении характера права самого предприятия. Причем вводится правило, согласно которому передача имущества считается состоявшейся лишь после регистрации изменений в уставе ГУПа.
  Таким образом, Закон не закрепляет правила, отличные от тех, которые содержатся в ст. 223 ГК, а лишь устанавливает, что следует считать передачей имущества применительно к данному случаю.
  Между тем, ГК содержит специальную статью, посвященную передаче вещи - ст. 224. Согласно ей, под передачей понимается передача владения вещью. В нашем же случае никакой передачи не происходит, имуществом как владело, так и продолжает владеть ГУП - при переходе права собственности на унитарное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на имущество.
  Вряд ли оправданно вводить некую фикцию передачи, которой на самом деле не происходит - внесение изменений в устав юридического лица, не имеющего никакого отношения к отношениям отчуждателя и приобретателя. Передача имущества вовсе не является обязательным условием для возникновения права собственности, на что прямо указывает и ст. 223 ГК.
  Корректнее было бы указать, что право собственности на движимые вещи возникает у приобретателя после регистрации изменений в уставе, а на недвижимые - еще и после государственной регистрации прав на них.
Не исключено, что фразу "передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений" на практике могут превратно истолковать и как переход права собственности даже на недвижимое имущество в результате простого внесения изменения в устав.

Распоряжаемся с умом

Собственник нашего завода, являющегося госпредприятием, дал согласие на продажу некоторой части оборудования, правомерно ли это?

  Законом сокращены права унитарных предприятий по распоряжению принадлежащим им имуществом.
Как и прежде, ГУП самостоятельно распоряжается принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами. Распоряжаться недвижимым имуществом он вправе лишь с согласия собственника. Казенное же предприятие вправе распоряжаться всем имуществом только с согласия органа, уполномоченного собственником имущества.
Однако для всех видов унитарных предприятий установлено правило, согласно которому они не вправе распоряжаться своим имуществом, если такое распоряжение лишает их возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Причем не имеет значения, получено ли разрешение собственника имущества. Сделка, совершенная в обход этого правила, ничтожна (п. 3 ст. 18 ФЗ "О ГУПах").
  Таким образом, приобретая какое-либо имущество у унитарного предприятия, не мешает убедиться, что без него предприятие сможет функционировать по своему назначению.

А. Глушецкий, Н. Новикова, А. Коржевская - эксперты ЦДИ "ЭЖ"


Rambler's Top100 TopList