ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы


РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ СОБРАНИЯ

 

Регистрация участников собрания и процедура голосования

 

В Положении ФКЦБ № 17/пс определены основные процедурные вопросы регистрации участников собрания:

Регистрация лиц, участвующих в общем собрании, проводимом в форме собрания, должна осуществляться по адресу места проведения общего собрания (п. 4.5).

Регистрации для участия в общем собрании подлежат лица, имеющие право на участие в общем собрании, за исключением лиц, бюллетени которых получены не позднее чем за два дня до даты проведения общего собрания в случае, если голосование по вопросам повестки дня общего собрания может осуществляться путем направления в общество заполненных бюллетеней для голосования.

Лица, имеющие право на участие в общем собрании, проводимом в форме собрания, бюллетени которых получены не позднее чем за два дня до даты проведения общего собрания, вправе присутствовать на общем собрании (п. 4.6).

 

При проведении общих собраний акционеров обозначилась проблема регистрации их участников. Заканчивается ли она с момента начала собрания или продолжается в период его проведения? В какой момент проведения собрания может проголосовать его участник? Можно ли голосовать и подводить итоги голосования по отдельным вопросам повестки дня по мере их обсуждения?

Рассмотрим типичную ситуацию: 8.00 — начало регистрации, 10.00 – начало собрания. На этот момент зарегистрировались владельцы более 50 процентов голосующих акций общества — собрание правомочно принимать решения по всем вопросам повестки дня. Соответственно начинается его работа. Спустя некоторое время прибывают акционеры, включенные в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании. Могут ли они принять участие в собрании или утеряли данное право?

 

Время регистрации и время проведения собрания

 

Могут. Раз акционеры включены в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, и собрание проводится, то нет оснований не допускать их. В Законе нет указаний, что право акционера принимать участие в собрании прекращается с момента его начала. Соответственно счетная комиссия (или лицо, выполняющее ее функции) должна регистрировать акционеров и допускать их к участию в собрании в течение всего времени его проведения. Тем более что их появление не влияет на кворум по тем вопросам повестки дня, по которым он состоялся на момент начала собрания (кворум достигается при регистрации участников — владельцев более 50 процентов голосующих акций общества). Дополнительно представленные голосующие акции не меняют наличия достигнутого кворума и обеспечивают кворум для принятия решений по вопросам повестки дня, по которым его не было на начало собрания. «Общее собрание, к моменту открытия которого имелся кворум лишь по отдельным вопросам повестки дня, не может быть закрыто, если к моменту окончания регистрации зарегистрировались лица, регистрация которых обеспечивает кворум для принятия решения по иным вопросам повестки дня общего собрания» (4.11 Положения № 17/пс).

 

В какой же момент может быть завершена регистрация участников собрания? Рассмотрим две принципиальные схемы.

Первая. После обсуждения всех вопросов повестки дня председательствующий объявляет голосование, и с этого момента счетная комиссия прекращает регистрацию участников собрания (регистрация заканчивается, а голосование продолжается). Эта схема исходит из того, что время окончания регистрации и начала голосования устанавливает само собрание как процедурный вопрос его ведения.

Вторая. В решении совета директоров о созыве общего собрания акционеров устанавливается время его проведения (а не только время его начала). Участник вправе зарегистрироваться и проголосовать в течение всего времени проведения собрания, т.е. до заранее фиксированного часа, например окончания рабочего дня – 19.00. Регистрация заканчивается вместе с голосованием. Время подведения итогов голосования не должно входить во время проведения общего собрания, установленное советом директоров. Закон предоставляет счетной комиссии возможность подводить итоги голосования в срок до 15 дней после закрытия собрания (п. 1 ст. 62 ФЗ «Об АО»).

Предпочтительным представляется второй подход. Он в большей мере обеспечивает права акционеров, устраняет возможные злоупотребления – ускоренное обсуждение вопросов, субъективное прекращение регистрации отдельных участников и т. д.

Число окончательно зарегистрированных участников собрания и количество принадлежащих им голосующих акций отражаются в ряде документов, в частности: протоколе об итогах регистрации, протоколе об итогах голосования, отчете об итогах голосования, протоколе общего собрания.

Положение ФКЦБ № 17/пс позволяет придерживаться обществу любой из предложенных схем. Главное, что регистрация участников собрания не может быть завершена ранее завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня, но может быть завершена и позже, например в заранее установленное время. «Общее собрание, проводимое в форме собрания, открывается, если ко времени начала его проведения имеется кворум хотя бы по одному из вопросов, включенных в повестку дня общего собрания. Регистрация лиц, имеющих право на участие в общем собрании, не зарегистрировавшихся для участия в общем собрании до его открытия, оканчивается не ранее завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня общего собрания, по которому имеется кворум.

В случае если ко времени начала проведения общего собрания нет кворума ни по одному из вопросов, включенных в повестку дня общего собрания, открытие общего собрания переносится на срок, установленный уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, но не более чем на 2 часа. В случае отсутствия в уставе общества или внутреннем документе общества, регулирующем деятельность общего собрания, указания на срок переноса открытия общего собрания, открытие общего собрания переносится на 1 час.

Перенос открытия общего собрания более одного раза не допускается.

Общее собрание, к моменту открытия которого имелся кворум лишь по отдельным вопросам повестки дня, не может быть закрыто, если к моменту окончания регистрации зарегистрировались лица, регистрация которых обеспечивает кворум для принятия решения по иным вопросам повестки дня общего собрания» (п. 4.9).

 

Регистрация и определение кворума собрания

  

Новая редакция ст. 58 ФЗ «Об АО» предусмотрела возможность определения кворума по отдельным вопросам повестки дня в случае, если голосование по этим вопросам осуществляется разным составом голосующих. «Если повестка дня общего собрания акционеров включает вопросы, голосование по которым осуществляется разным составом голосующих, определение кворума для принятия решения по этим вопросам осуществляется отдельно. При этом отсутствие кворума для принятия решения по вопросам, голосование по которым осуществляется одним составом голосующих, не препятствует принятию решения по вопросам, голосование по которым осуществляется другим составом голосующих, для принятия которого кворум имеется» (п. 2 ст. 58 ФЗ «Об АО»).

Положение № 17/пс развило эту новацию и предусмотрело, что наличие кворума, хотя бы по одному из вопросов повестки дня, достаточно для начала работы собрания. При этом допускается, что в процессе работы собрания, в результате регистрации дополнительно прибывших участников, может быть обеспечен кворум по остальным вопросам повестки дня. Собрание открывается при наличии кворума для принятия решения хотя бы по одному вопросу повестки дня.

Дано еще одно принципиальное разъяснение «Признание бюллетеня для голосования недействительным в части голосования по одному, нескольким или всем вопросам, голосование по которым осуществляется данным бюллетенем, не является основанием для исключения голосов по указанному бюллетеню при определении наличия кворума» (п. 4.18 Положения № 17/пс).

Из приведенных уточнений следует еще один принципиальный вывод. Если имелся кворум хотя бы по одному вопросу повестки дня, собрание считается состоявшимся в целом и проводить его повторно в укороченные сроки и с меньшим кворумом по вопросам, по которым кворума не было, нельзя.

В такой ситуации следует заново созывать внеочередное общее собрание с рассмотрением вопросов, решение по которым не было принято на состоявшемся ранее собрании.

 

Процедура голосования

 

Участник общего собрания вправе проголосовать в любой момент с его начала.

Это подтверждено Положением ФКЦБ № 17/пс: «…лица, зарегистрировавшиеся для участия в общем собрании, проводимом в форме собрания, вправе голосовать по всем вопросам повестки дня с момента открытия общего собрания и до его закрытия, а в случае если в соответствии с уставом общества, внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, или решением общего собрания, определяющим порядок ведения общего собрания, итоги голосования и решения, принятые общим собранием, оглашаются на общем собрании - с момента открытия общего собрания и до момента начала подсчета голосов по вопросам повестки дня общего собрания. Данное правило не распространяется на голосование по вопросу о порядке ведения общего собрания.

После завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня общего собрания (последнего вопроса повестки дня общего собрания, по которому имеется кворум) и до закрытия общего собрания (начала подсчета голосов) лицам, не проголосовавшим до этого момента, должно быть предоставлено время для голосования» (п. 4.10).

 

В соответствии с Законом совет директоров устанавливает время проведения собрания, которое указывается в сообщении о проведении общего собрания акционеров.

Совет директоров должен определить время начала регистрации участников собрания и указать его в сообщении о проведении общего собрания акционеров.

Участник общего собрания вправе проголосовать в любой момент с его начала. Собрание акционеров — это прежде всего процедура выражения мнения акционеров путем голосования. Акционер может сформировать и выразить свое мнение по вопросам, поставленным на голосование, как участвуя в их обсуждении, так и без участия в нем. Это право, а не обязанность акционера. Нельзя понуждать участника голосовать только в определенные моменты работы собрания — он вправе это делать в течение всего времени его проведения.

Нельзя проводить голосование после рассмотрения каждого вопроса, поскольку невозможно подвести итоги голосования до окончания регистрации всех участников. Например, в 11.00 закончено обсуждение первого вопроса и проведено голосование по нему, а в 11.30 во время обсуждения второго прибыли еще акционеры. Их право на участие в собрании Законом не ограничено, они имеют возможность голосовать по любому вопросу повестки дня, не участвуя в его обсуждении. Соответственно они могут проголосовать и по первому вопросу, в обсуждении которого не принимали участие. Таким образом, подводить итоги голосования по отдельно взятому вопросу невозможно.

Можно привести формальный аргумент в поддержку данной позиции. Закон говорит об одном документе – протоколе по итогам голосования, а не предусматривает множественности таких протоколов. Соответственно итоги подводятся одновременно по всем вопросам и отражаются в едином документе.

Рассмотрим несколько негативных примеров из практики проведения общих собраний.

Первый вопрос повестки дня: внесение изменений в устав общества, касающихся количественного состава совета директоров (увеличение с семи до одиннадцати человек). Второй – избрание членов совета директоров. Уставный капитал общества состоит из 1000 обыкновенных акций. На момент начала собрания зарегистрировались владельцы 501 акции, кворум состоялся, собрание начало работу. За десять минут обсудили первый вопрос и проголосовали. «За» подано 260 голосов. Составлен протокол об итогах голосования по первому вопросу, согласно которому решение принято. К моменту обсуждения второго вопроса прибыл акционер, владеющий 300 обыкновенными акциями. Он настаивает на своем голосовании по первому вопросу «против». В этом случае либо «ранее принятое» решение денонсируется, поскольку 260 голосов «за» – это менее половины от 801 голосующей акции, представленной на собрании; либо акционеру отказывают в возможности голосовать по первому вопросу; либо вообще не регистрируют. Таким образом, схема голосования по отдельным вопросам повестки дня по мере их обсуждения порождает ситуации, нарушающие право акционера на участие в собрании.

Аналогичная повестка дня имеется в обществе с числом владельцев голосующих акций более 1000. Общество обязано направить акционерам бюллетень для голосования не менее чем за 20 дней до даты собрания и осуществить их прием не менее чем за два дня. Выборы совета директоров проводятся кумулятивным голосованием. Часть акционеров проголосовала по почте, остальные приняли участие в собрании. После обсуждения на собрании первого вопроса было проведено голосование и составлен протокол о принятом решении.

Акционеры, голосующие на собрании по второму вопросу, исходили из того, что совет директоров уже определен в количестве 11 человек, и соответственно умножали голосующие акции, находящиеся в их распоряжении, на 11. Акционеры, голосовавшие по почте, должны были исходить из действующей редакции устава, согласно которой совет директоров был определен в количестве семи человек. Исходя из этой цифры они определяли число голосов, находящихся в их распоряжении, и распределяли их между кандидатами.

Очевидно нарушение принципа: одна акция – равное количество голосов. Акционеры при голосовании по одному вопросу повестки дня поставлены в разные условия. Принцип подведения итогов голосования и принятия решения по отдельным вопросам сразу после их обсуждения недопустим. Это очевидно на примере обществ с количеством акционеров – владельцев голосующих акций более 1000.

Предложенный подход к регистрации участников собрания и голосованию в наибольшей мере обеспечивает право акционеров на участие в собрании, он ставит всех в максимально равные условия.

Также целесообразно руководствоваться принципом, согласно которому решение общего собрания акционеров по вопросу повестки дня собрания не считается принятым и не может быть оглашено до подведения итогов голосования по всем вопросам повестки дня. Данный принцип направлен против складывающейся негативной практики голосования и подведения его итогов по отдельным вопросам повестки дня по мере их обсуждения. Это ущемляет права акционеров по участию в собрании и голосованию. Участник собрания может по объективным причинам опоздать на обсуждение части вопросов повестки дня или не сочтет нужным принимать участие в обсуждении, а его за это лишают права голосовать по данному вопросу. Описанный подход порождает противозаконную практику множественности протоколов по итогам голосования.

Приведенный пример иллюстрирует практическую неприемлемость формальной возможности, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 48 ФЗ «Об АО», согласно которой общее собрание вправе определять количественный состав совета директоров. Естественно количественный состав совета директоров должен быть определен в уставе общества.

В специальной литературе описаны случаи из арбитражно-судебной практики. «Организация-акционер, владеющая 34 процентами акций закрытого общества, обратилась с иском о признании недействительным решения общего собрания акционеров, ссылаясь на то, что для принятия данного решения требовалось квалифицированное большинство голосов (3/4 голосов акционеров, участвующих в собрании), а оно принято 66 процентами голосов. Общество состояло из двух участников. Ответчик - второй участник общества, возражая против иска, ссылался на то, что в момент принятия решения (в части, оспариваемой истцом) в собрании участвовал лишь владелец 66 процентов акций. Собрание в этом случае, по его мнению, следовало считать правомочным, поскольку были представлены голоса владельца более чем 50 процентов акций общества. Все эти голоса (100 процентов от числа акций, принадлежащих присутствовавшему владельцу) были поданы за данное решение.

Высший Арбитражный Суд РФ, проверивший правильность решения по этому делу, не согласился с доводами ответчика, отметив, что на момент завершения регистрации участников собрания на нем были представлены владельцы 100 процентов акций общества (оба участника). От этого количества и следовало определять квалифицированное большинство голосов, необходимых для принятия решения (т.е. 75 процентов). То обстоятельство, что один из участников (владелец 34 процентов акций) впоследствии покинул собрание и не участвовал в голосовании по оспариваемому решению вопросу, не дает оснований для иного определения числа участников собрания и подсчета голосов»)1. Арбитражный суд при определении правильности решения общего собрания исходил не из того количества акционеров, которые принимали участие в собрании в момент голосования, а из общего числа акционеров, зарегистрировавшихся для участия в собрании.

 

Очередность подведения итогов голосования

 

Следует различать порядок голосования и порядок подведения итогов голосования.

Итоги голосования подводятся по всем вопросам повестки дня по окончании собрания. Однако счетная комиссия должна при этом руководствоваться определенной очередностью.

В обществе должна быть установлена очередность подведения итогов голосования (а не очередь голосования) по вопросам избрания членов органов общества, поскольку итоги голосования по одному вопросу могут влиять на результаты голосования по другому. Так, голосующие акции, принадлежащие избранным членам совета директоров и генеральному директору, не будут учитываться при подведении итогов голосования по выборам членов ревизионной комиссии («акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества») (п. 6 ст. 85 ФЗ «Об АО»).

Установление очередности важно еще в одном аспекте. Закон не запрещает одному кандидату баллотироваться в несколько органов общества, однако не допускает возможности совмещения членства в большинстве из них. Например, если кандидат одновременно прошел в совет директоров и ревизионную комиссию, он должен определиться, членом какого из этих органов он станет. Если он не определится самостоятельно, то во внутренних документах общества можно установить правило? согласно которому он будет считаться избранным в тот орган, итоги голосования по которому подводятся в первую очередь.

В Положении об общем собрании акционеров целесообразно предусмотреть следующее: «Если повестка дня общего собрания акционеров одновременно включает вопросы избрания нескольких органов общества, то итоги голосования по этим вопросам независимо от порядка их рассмотрения подводятся в следующей очередности:

1.       Выборы единоличного исполнительного органа общества.

2.       Выборы коллегиального исполнительного органа общества.

3.       Выборы совета директоров общества.

4.       Выборы ревизионной комиссии общества».

 

Выводы:

 

1. Совет директоров при принятии решения о созыве общего собрания акционеров может установить не только время начала, а все время его проведения.

2. Лица, включенные в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не теряют соответствующее право с момента начала собрания. Их регистрация не прекращается в связи с началом собрания.

3. Участие в обсуждении вопросов повестки дня — право, а не обязанность. Нельзя понуждать участника голосовать только в определенные моменты работы собрания, он вправе это делать в течение всего времени его проведения.

4. Нельзя подводить итоги голосования по отдельным вопросам повестки дня по мере их обсуждения в процессе проведения собрания. Итоги подводятся по всем вопросам повестки дня по завершению собрания.

 

Протокол регистрации участников

 

Принявшими участие в общем собрании акционеров считаются акционеры, зарегистрировавшиеся для участия в нем, и акционеры, бюллетени которых получены не позднее двух дней до даты проведения общего собрания акционеров.

Счетная комиссия проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров. Счетная комиссия регистрирует акционеров (их представителей) для участия в общем собрании, проводимом в форме совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Регистрация лиц, имеющих право на участие в общем собрании, должна осуществляться при условии идентификации лиц, явившихся для участия в общем собрании, путем сравнения данных, содержащихся в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании, с данными документов, предъявляемых (представляемых) указанными лицами (п. 4.8 Положения № 17/пс).

Документы, удостоверяющие полномочия правопреемников и представителей лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании (их копии, засвидетельствованные нотариально), прилагаются к направляемым этими лицами бюллетеням для голосования или передаются счетной комиссии или осуществляющему функции счетной комиссии регистратору при регистрации этих лиц для участия в общем собрании (п. 4.7 Положения № 17/пс).

Как правило, счетная комиссия оформляет протокол по итогам регистрации участников собрания. Закон не устанавливает требований к форме и содержанию этого документа. Они могут быть определены внутренним документом общества, однако часто этого не делается. Между тем этот документ зачастую единственное подтверждение участия либо неучастия в собрании. В связи с этим целесообразно установить следующую форму указанного документа, в котором указываются:

- полное и сокращенное фирменное наименование общества;

- место нахождения и почтовый адрес общества;

- вид собрания (годовое или внеочередное);

- форма проведения собрания;

- дата проведения общего собрания акционеров;

 - время проведения общего собрания акционеров; время начала проведения (открытия) и время окончания проведения (закрытия) общего собрания, проводившегося в форме совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование;

- место проведения общего собрания акционеров;

- дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;

- сведения о регистраторе;

- повестка дня общего собрания акционеров;

- голосующие акции общества, учитываемые при определении кворума по каждому вопросу, поставленному на голосование;

- число лиц, зарегистрированных для участия в общем собрании акционеров, и количество принадлежащих им голосующих акций общества;

- число бюллетеней для голосования, полученных обществом не позднее двух дней до даты проведения общего собрания акционеров, и количество голосующих акций общества, представленных данными бюллетенями;

- количество бюллетеней для голосования, выданных при регистрации участников собрания;

- кворум по вопросам, выносимым на голосование;

- дата составления протокола.

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 89 ФЗ «Об АО» доверенности (их копии) подлежат хранению в обществе, в протоколе указывается общее число полученных обществом доверенностей. К протоколу прилагаются письменные жалобы и заявления по процедуре регистрации.

Протокол подписывается членами счетной комиссии или лицом, выполняющим его функции. Члены счетной комиссии, не подписавшие протокол, вправе приложить к нему свое особое мнение.

 

 

 

 



1 Шапкина Г. С. Новое в акционерном законодательстве. Изменения и дополнения Федерального закона «Об акционерных обществах». Центр деловой информации еженедельника «Экономика и жизнь»? Москва, 2002.