ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы

Законодательный туман над ГУПами
(о крупных сделках в унитарных предприятиях)

Одной из новаций ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", является введение понятия крупной сделки, режим которой предполагает что руководитель унитарного предприятия не может ее совершать без предварительного согласия собственника.
Крупной является одна или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда (п. 1 ст. 23 Закона).

На какие сделки распространяется режим крупных?


   Ответ на этот вопрос содержится в Информационном письме ВАС РФ от 13.03.01 г. № 62 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность". Обзор посвящен практике совершения крупных сделок в
хозяйственных обществах, но здесь важен сам подход: какие сделки следует относить к крупным. Заметим, что это не только договоры купли-продажи, мены, традиционные для сделок по приобретению и отчуждению имущества, но и другие, - залог, займ, поручительство, в результате заключения которых не исключается возможность отчуждения имущества.
   Например, не признавался иногда крупной сделкой договор залога со ссылкой на то, что он не является сделкой, связанной с приобретением или отчуждением имущества. Между тем, очевидно, что в случае невыполнения обязательства, обеспеченного залогом, взыскание может быть обращено на предмет залога, он
подлежит отчуждению с направлением полученных от продажи средств на выполнение обязательств перед кредитором (ст. 349 ГК РФ). То есть заключение договора залога может привести к отчуждению в последующем имущества, переданного в залог. Не исключена возможность обращения взыскания, а следовательно, и отчуждения имущества при заключении кредитного договора, договора займа, принятии обязательств по договору поручительства, в случае невыполнения обязательств по этим договорам.

Виртуальная величина

   Законодатель по иному подошел к определению крупной сделки в унитарном предприятии, в отличие от хозяйственного общества. В ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - ФЗ "Об АО") и "Об обществах с ограниченной ответственностью" для определения размера сделки с целью отнесения ее к крупным, сумма приобретаемого или отчуждаемого имущества сопоставляется с балансовой стоимостью активов общества. Логика понятна: если сделка ведет к существенным изменениям экономического положения, уменьшению или увеличению активов более чем на четверть, то на нее распространяется особый режим совершения.
   В отличие от корпоративного права в унитарных предприятиях размер крупных сделок сопоставляется с уставным фондом.
   Если в акционерном обществе уставный капитал - это объективная реальность - сумма акций по номиналам, приобретенным акционерами, то в ФГУПе - это некая условная расчетная величина. Собственник по своему усмотрению определяет какой процент от стоимости активов госпредприятия он назовет уставным фондом. Его
минимальная граница - 5 000 МРОТ на дату госрегистрации предприятия, а максимальная - фактическая стоимость активов.
   Если собственник не проявляет инициативу и не меняет эту расчетную величину в уставе, то она в большинстве госпредприятий будет равна 5000 МРОТ на дату их госрегистрации. Следует отметить пробел в законодательстве: многие ГУПы были зарегистрированы до введения понятия МРОТ, поэтому определить минимальный размер их уставного фонда не представляется возможным.
   Рассмотрим ситуацию: государственная булочная, учрежденная в 1992 году могла иметь уставный фонд равный 45 тыс. (деноминированных) рублей наравне с крупным госпредприятием, учрежденным в том же году. При этом
активы булочной составляют 1,5 млн. рублей, а завода - 300 млн. руб.
   Сопоставляя размер активов этих госпредприятий понятно, то что для булочной является крупной сделкой, - для завода сопоставимо с оплатой вывоза мусора.
   Если обратиться к нормам действующего Закона, то в нашем примере сделки на сумму более 4,5 тыс. руб. требуют согласования с собственником имущества.
   Это не логично даже для булочной, и тем более не рационально для крупного завода. Следует иметь в виду, что для распространения на сделки режима крупных в госпредприятии принимают два критерия: если собственник госпредприятия существенно увеличит уставный фонд, то будет действовать второй ограничитель - 50 тысяч МРОТ на дату совершения сделки. Любые сделки на сумму более 500 тыс. руб. являются крупными. Таким образом для ФГУПов сделка является крупной, если она подпадает под любое из названных ограничений.

Предварительное согласие

   В акционерном законодательстве, предусматривается понятие сделок совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности, на которые не распространяется режим крупных. Это сделки, связанные с закупкой сырья, материалов и реализацией готовой продукции.
   Закон "О ГУПах" не содержит такой нормы, и в разряд крупных попадают любые сделки, в том числе вышеперечисленные. Однако существует способ получения предварительного согласия по совершению ГУПом крупных сделок, сделок с заинтересованностью и заимствований на год вперед. Он установлен постановлением Правительства РФ № 228 от 10.04.2002 г., согласно которому унитарное госпредприятие обязано ежегодно утверждать у собственника программу своей деятельности.

Типовая форма содержит четыре раздела:

 I. Краткая характеристика хода реализации программы деятельности
предприятия предыдущего года и первого полугодия текущего года;
 II. Мероприятия по развитию;
 III. Бюджет на планируемый период (финансовое обеспечение программы);
 IV. Показатели деятельности предприятия на планируемый период.

    Утвердив программу деятельности, собственник дает согласие на совершение всех содержащихся в ней мероприятий, в том числе связанных с ними крупных сделок, сделок с заинтересованностью и заимствований. Если в течение года заключаются сделки, выходящие за рамки вышеуказанных мероприятий, то требуется их
дополнительное согласование с собственником имущества. Таким образом те ГУПы, которые имеют утвержденные программы, по существу обладают одобрением сделок на год, в том числе и крупных. Предприятия в которых отсутствует утвержденная программа (а их, по оценке Минимущества РФ в настоящее время около 90 процентов) будут вынуждены согласовывать с собственником все сделки, в том числе и мелкие заимствования.
   Следует отметить, что эта конструкция красива на бумаге, но трудно реализуется на практике. Только около десяти процентов унитарных предприятий утверждают такие программы. На практике их утверждение занимает
два-три месяца, а в некоторых министерствах - до шести. До момента утверждения, руководитель ГУПа вынужден согласовывать все крупные сделки, сделки с заинтересованностью и заимствования предприятия, возникающие в
процессе его обычной хозяйственной деятельности.


Rambler's Top100 TopList