ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы

Что не дозволено ГУПам

Право распоряжения имуществом унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, постоянно сокращалось многочисленными нормативно-правовыми актами. ГУПам было невозможно воспользоваться принципом иных коммерческих организаций: "Разрешено все, что не запрещено". Как регулирует эти и другие темы Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", читайте в консультациях экспертов "ЭЖ".

"Дочки" на выданье


   Унитарное предприятие учредило "дочку" еще до вступления в силу Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Узнал, что такое дочернее предприятие подлежит присоединению к учредителю. Чем обусловлено такое жесткое требование и относится ли это к нам?

   В соответствии с ранее действовавшим п. 7 ст. 114 ГК РФ дочернее предприятие представляло собой унитарное, созданное другим унитарным предприятием - несобственником имущества. Такая юридическая конструкция вызвала определенные негативные последствия для участников гражданско-правового оборота.
   При учреждении дочернего унитарного предприятия происходило "расщепление" правомочий собственника имущества, часть которых фактически переходила к основному предприятию, не являющемуся собственником (полномочия учредителя по принятию решений по вопросам создания, утверждение устава; назначение руководителя; передача части имущества в хозяйственное ведение).
   В рамках действующего законодательства представлялось проблематичным решить вопросы ответственности дочернего предприятия перед учредителем и собственником имущества.
   Не были разъяснены проблемы осуществления контроля за использованием имущества дочернего предприятия. С одной стороны, его имущество находилось в государственной (муниципальной) собственности. С другой - положения ранее действовавшего п. 7 ст. 144 ГК РФ, оставляли нерешенными вопросы о роли собственника в данном процессе, о механизме осуществления контроля за эффективностью использования такого имущества по назначению, о пределах, основаниях и субъектной стороне ответственности руководителя дочернего предприятия
государственного (муниципального) имущества. Последнее усиливалось тем фактом, что в соответствии с формулировкой соответствующих норм ГК, собственник не участвовал в процессе назначения руководителя дочернего предприятия.
   В декабре 2002 года вступил в силу Федеральный закон "Об государственных и муниципальных унитарных предприятиях", устанавливающий запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия) (одновременно предусмотрено также внесение соответствующих изменений в ст. 114 ГК РФ).
   Введение подобного запрета обусловлено необходимостью ликвидации существующей практики вывода из под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.
   Что касается "дочек", созданных унитарными предприятиями до вступления Закона в силу, то п. 3 ст. 37 предусматривает их обязательную реорганизацию в течение шести месяцев в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям.
   Как показывает опыт, не все "дочки" целесообразно присоединять к бывшим учредителям, особенно когда:
- бывший учредитель находится в процессе банкротства;
- учредитель низкорентабелен, а дочернее предприятие высокорентабельно, и наоборот;
- "дочка" обладает лицензиями, которые при присоединении не переходят в порядке правопреемства, а получение новых - требует времени, в результате чего приостанавливается выполнение госзаказов.
   Президент внес в Госдуму изменения и дополнения в вышеупомянутый Закон. Они предусматривают возможность предоставления дочерним унитарным предприятиям статуса самостоятельных.
   Рекомендуем "дочкам", уверенным в своих возможностях, "потянуть время" до принятия поправок в Закон и попытаться стать самостоятельными казенными предприятиями. Если такие аргументы отсутствуют, проводите реорганизацию, срок ее истекает 2 июня 2003 года.
Вопрос о целесообразности присоединения "дочки" или придачи ее статуса казенного будет решать собственник.

Доходы от аренды - в бюджет

   Строительная организация является федеральным государственным унитарным предприятием. На правах хозяйственного ведения ему передано имущество - нежилые помещения, которые сдаются в аренду. Министерство имущественных отношений РФ требует перечисления получаемой арендной платы в федеральный бюджет.

Правомерно ли это?

   В соответствии с ГК РФ правовой статус унитарного предприятия. Основанного на праве хозяйственного ведения, дает возможность в ряде случаев самостоятельно и от своего имени распоряжаться закрепленным за ним имуществом.
   Однако что касается недвижимого имущества (нежилые помещения), то согласно ст. 295 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Не вправе сдавать его в аренду без согласия
собственника (Комитета по управлению имуществом).
Если согласие от собственника получено, то доходы от использования этого имущества поступают в хозяйственное ведение предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности (ст. 299 ГК РФ).
Статьей 7 ФЗ от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" установлено, что одним из источников формирования доходов федерального бюджета в 2003 году являются средства от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории РФ,
Следовательно, суммы, полученные от сдачи в аренду отдельных объектов недвижимого имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, подлежат перечислению в доход федерального бюджета.
   При этом суммы начисленной балансодержателем арендной платы, подлежащие перечислению в доход федерального бюджета, уменьшаются на суммы эксплуатационных затрат балансодержателя по содержанию сданных в аренду объектов недвижимости.
   На проведенной Минимуществом России и "ЭЖ" совместной конференции "Новое в правовом регулировании ГУПов" был разъяснен порядок уменьшения арендной платы на сумму эксплуатационных затрат балансодержателя
по содержания сданных в аренду объектов недвижимости. Для этого договор аренды должен включать отдельные пункты, определяющие размер арендной платы и сумму эксплуатационных затрат. Собственник, визируя данный договор, тем самым соглашается на удержание этих затрат из арендной платы.

А. Коржевская, Н. Новикова, эксперты ЦДИ "ЭЖ"

Rambler's Top100 TopList