ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы

FLEXA.RU - Поддержка малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки

Отсрочка или рассрочка предоставляется по налогам или может предоставляться по налогам, по сборам и по пени. Это важный момент, потому что по сбору налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит не предоставляется вовсе. А когда речь идет об отсрочке или рассрочке, то и по сбору можно получить это изменение срока.
Получателем этой отсрочки или рассрочки является заинтересованное лицо (по словам НК). И приходится толковать, кто это заинтересованное лицо. Понятно, что это налогоплательщик, который является плательщиком налоговых сборов и пени. Но возникает вопрос: может ли налоговый агент претендовать на отсрочку или рассрочку уплаты налогов, когда на него эта обязанность возложена. Прямого ответа на это нет, но надо учитывать в данном случае, что нет и прямого запрета на то, что налоговый агент не имеет права на отсрочку и рассрочку, а косвенное указание на п.2 ст.24 позволяет говорить о том, что налоговый агент тоже имеет право на отсрочку или рассрочку, поскольку его права аналогичны правам самого налогоплательщика. Отсрочка или рассрочка предоставляется исключительно по пяти основаниям. Никаких иных оснований быть не может.

Первое основание – причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Этот ущерб должен быть документально подтвержден. Это прямое указание п.5 ст.64 требует документального подтверждения, хотя надо понимать, что вовсе не всегда этот факт причинения ущерба можно подтвердить. Скажем, был ураган, дерево упало, произошло замыкание и сгорел объект недвижимости. Как подтвердить факт того, что был ураган и дерево упало? Не всегда МЧС дает такие справки. Поэтому представляется, что это чрезмерное требование. И в самом же НК предусмотрено такое понятие, как общеизвестные факты, не нуждающиеся в удостоверении. В ст.111 НК такое правило есть. Поэтому представляется, что по аналогии можно использовать и здесь для подтверждения ущерба.

Второе основание – задержка лицу финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа. Опять же эти обстоятельства должны быть подтверждены документами, и в данном случае это будут справки, выдаваемые казначейством по федеральным предприятиям и учреждениям, либо соответствующие финансовые органы субъектов или местного самоуправления.

Третье основание – угроза банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога. Эта ситуация может касаться не только организаций, но и физлиц, поскольку индивидуальный предприниматель тоже может банкротиться. Сама угроза определяется не НК, а законом о несостоятельности и банкротстве, и на сегодняшний день эта угроза существует тогда, когда в течение трех месяцев не исполняется налоговая обязанность и при этом сумма его обязательств (обязательств юридического лица) превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Так или иначе, основания, которые говорят об угрозе банкротства, могут меняться и меняются они, и определяются они не НК, а специальным законом.

Четвертое основание – ситуация, когда имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной выплаты им налога. Эти ситуации тоже известны. Например, это получение в дар имущества большой стоимости либо получение по наследству имущества большой стоимости, когда возникает необходимость уплатить налог на дарение либо на наследование, либо ситуация уплаты налога на имущество или земельного налога с большой стоимости, тогда как денежные доходы гражданина незначительны. Такие ситуации известны в жизни, но проблема заключается в том, кто документально подтвердит эту имущественную несостоятельность. Опять же у финансового органа, который принимает решение о рассрочке и отсрочке, такой информации нет, и какой-то орган должен документально подтвердить, потому что без документального подтверждения отсрочка не будет предоставлена. Орган, который такую информацию имеет, – это налоговый орган. Но будет ли он выдавать такую справку об имущественной несостоятельности налогоплательщика, возникают сильные сомнения в этом, по крайней мере в обязанностях налоговых органов это нигде не прописано. Получить такой документ у налогового органа физическому лицу будет практически невозможно.

Пятое основание – ситуации сезонного характера производства или реализации товаров, работ, услуг. Перечень видов деятельности, имеющих сезонный характер, утвержден специальным постановлением правительства на сегодняшний день.

Отсрочка или рассрочка предоставляется на определенный срок от 1 до 6 месяцев. 6 месяцев – предельный срок.

За предоставление отсрочки или рассрочки могут взиматься проценты по решению органа, предоставляющего отсрочку, в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального Банка. При предоставлении отсрочки по основаниям недофинансирования и неоплаты государственного заказа проценты не взимаются. Во всех остальных случаях решение принимает финансовый орган, принимающий это решение.

В отсрочке или рассрочке может быть отказано и это либо наличие трех обстоятельств: возбужденное уголовное дело, производство по налоговым правонарушениям и предположение о том, что налогоплательщик скроет свое имущество или денежные средства. Если такие обстоятельства есть, то в отсрочке автоматически отказывается. Либо второе основание для отказа – это отсутствие тех пяти оснований, которые предусмотрены в НК уже в другой статье.

И последний момент, который надо иметь в виду: отсрочка или рассрочка может быть обеспечена и принято решение об обеспечении; опять же финансовый орган, принимая это решение, он решает вопрос о том, быть обеспечению или не быть. Если требуется обеспечение по решению финансового органа, то оно должно быть и является непременным условием предоставления отсрочки. Обеспечением может выступать только залог имущества либо договор поручительства, как это и предусмотрено в самом НК.

Следующая форма отсрочки – налоговый кредит. Тут тоже есть несколько существенных моментов. Во-первых, налоговый кредит предоставляется только по налогам. По сборам такая форма не предусматривается. По пени налоговый кредит возможен.

В основе налогового кредита лежит сложный юридический факт. С одной стороны, должно быть наличие решения финансового органа о предоставлении налогового кредита. Во-вторых, должен быть заключенный договор налогового кредита, причем договор заключается налогоплательщиком и налоговым органом (получается сложный юридический факт). Кроме того, по общему правилу налоговый кредит должен быть обеспечен, поэтому по гражданско-правовому договору должно быть указание на обеспечение. В качестве обеспечения – залог имущества либо договор поручительства.

Предельный срок налогового кредита – 1 год, минимальный – 3 месяца. Поэтому учитывая, что отсрочка и рассрочка до 6 месяцев, а налоговый кредит с 3 месяцев, то на самом деле эти формы не пересекаются.

Основаниями для получения налогового кредита являются три позиции:
- задержка бюджетного финансирования,
- причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия,
- угроза банкротства при единовременной уплате налога.

По другим основаниям налоговый кредит не предоставляется. В обязательном порядке проценты за пользование налоговым кредитом начисляются по третьему основанию.

Последняя форма отсрочка – инвестиционный налоговый кредит. Здесь принципиально иная схема. Если налоговый кредит мало чем отличается от рассрочки или отсрочки, там практически те же самые основания и срок небольшой, то инвестиционный налоговый кредит – это принципиально иная схема. Во-первых, он предоставляется только организациям и только налогоплательщикам. Ни налоговые агенты, ни физлица на инвестиционный налоговый кредит претендовать не могут.

Во-вторых, он предоставляется не по всем налогам, а из федеральных только по налогу на прибыль предприятий, организаций, а по региональным и местным налогам решение принимают соответствующие органы субъектов и местного самоуправления (речь идет о финансовых органах). У инвестиционного налогового кредита совершенно иные основания для его предоставления. Оснований три:

1. проведение налогоплательщиком НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), либо техническое перевооружение собственного производства,

2. внедренческая или инновационная деятельность налогоплательщика,

3. выполнение налогоплательщиком особо важного заказа по социально- экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Таким образом, очевидно, что эти основания действительно специфические и должны быть документально подтверждены. Способ документального подтверждения не регулируется, поэтому большой простор остается для видения самих финансовых органов, то есть они могут затребовать достаточно большое количество документов подтверждающих то или иное основание.

Срок инвестиционного налогового кредита от 1 до 5 лет. Понятно, что такой длительный срок обусловлен основанием, поскольку техническое перевооружение и НИОКР – всё это деятельность не одного дня. По своему содержанию инвестиционный налоговый кредит – это не освобождение от уплаты налога на какой-то срок, как было по рассрочке и отсрочке и налоговому кредиту, а лишь уменьшение налоговых платежей с последующей их уплатой, при этом уменьшение не может выйти за пределы 50%, например, налога на прибыль предприятий, организаций по налоговому периоду. По налогу на прибыль налоговый период – год. Поэтому сумма инвестиционного налогового кредита в налоговом периоде не может быть более 50% от суммы самого налога. Предоставляется сам налоговый кредит путем накопления этого неуплаченного налога. Предельный размер самого инвестиционного налогового кредита тоже отчасти решен в НК только по налогу на прибыль и в ситуации технического перевооружения. Если по первому основанию предоставляется инвестиционный налоговый кредит, то сумма его 30% от стоимости приобретенного оборудования. И дальше сохраняется не более 50% от налога на прибыль в течение одного года. И плюс к тому, что действуют такие ограничения, в обязательном порядке предусматривается уплата процентов за пользование инвестиционным налоговым кредитом. При этом по налогу на прибыль размер этих процентов указан от 1/2 (наиболее льготная ставка) до 3/4 ставки рефинансирования. А по региональным и местным органам финансовые органы самостоятельно определяют размеры и самого кредита, и размеры уплаты.

Кроме того, особенностью инвестиционного налогового кредита является то, что предусматривается специальная ответственность в договоре о предоставлении инвестиционного налогового кредита, и эта ответственность как бы двойная: с одной стороны, это может быть ответственность, предусмотренная гражданским законодательством, и плюс к тому ответственность, предусмотренная в ст.68, пп.8,9, - налоговая ответственность. И предусматривается эта налоговая ответственность по ст.68 в том, что дополнительные повышенные проценты взыскиваются и начисляются пени за каждый день нарушений. Нарушение заключается в том, что вовремя не погашаются платежи и не выплачиваются проценты, и ответственность, в данном случае дополнительное обременение, возникает в повышенных процентах и начислении пеней. Поскольку проценты и пени исчисляются из ставки рефинансирования, то здесь мы имеем на самом деле многократно примененную ставку рефинансирования по этому инвестиционному налоговому кредиту.



Rambler's Top100 TopList