ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы

FLEXA.RU - Поддержка малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга


Система налогов и сборов, взимаемых на территории РФ в настоящее время

В настоящее время эта система определена в Законе "Об основах налоговой системы РФ", ст.18-21. В ст.19 на сегодняшний день с изменениями на 31.12.02 предусмотрены следующие федеральные налоги:

* налог на добавленную стоимость;
* акцизы;
* налог на операции с ценными бумагами;
* таможенная пошлина;
* единый социальный налог;
* отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
* платежи за пользование природными ресурсами;
* налог на прибыль с предприятий;
* налог на доходы физических лиц;
* государственная пошлина;
* налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;
* сбор за использование наименования Россия и Российская Федерация (обычно называют сбором за Россию);
* налог на игорный бизнес;
* плата за пользование водными объектами;
* сбор за выдачу лицензий на право производства и оборота этилового спирта.

С 1 января 2004 года перестает быть федеральным налог на игорный бизнес - Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 182-ФЗ.

Региональные налоги (ст.20) на сегодняшний день следующие:

* налог на имущество предприятий;
* лесной доход;
* сбор на нужды образовательных учреждений;
* налог с продаж;
* транспортный налог.

С введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж - не взимается сбор на нужды образовательных учреждений. Транспортный налог вводиться в действие с 1 января 2003 года.
С 1 ноября 2003 года в этот перечень добавляется налог на игорный бизнес, введенный Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 182-ФЗ, который будет взиматься с 1 января 2004 года.
Налог с продаж в Петербурге действует с 1 января 1999 года, по ставке в 5 процентов.

Местные налоги

* налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;

* земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;

* регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;

* курортный сбор;

* целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;

* налог на рекламу. Налог уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе;

Следующие налоги у нас в Петербурге не взимаются, в связи с введением у нас налога с продаж:

налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

сбор за право торговли. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет;

налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог уплачивают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не превышающей 10 процентов суммы сделки;

сбор с владельцев собак;

лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

сбор за выдачу ордера на квартиру;

сбор за парковку автотранспорта;

сбор за право использования местной символики;

сбор за участие в бегах на ипподромах;

сбор за выигрыш на бегах;

сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами.

сбор за право проведения кино- и телесъемок;

сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры).

Наряду с этим перечнем, предусмотренным в Законе "Об основах налоговой системы", в самом Налоговом Кодексе также содержится перечень налогов и сборов, которые могут взиматься на территории Российской Федерации - Ст.13, 14, 15. Этот перечень станет единственным перечнем после того, как отменят полностью Закон "Об основах налоговой системы".

Федеральные налоги, ст.13:

* НДС остается неизменным. Правовое регулирование его меняется, но сам налог остается;
* Акцизы. Был налог и остается;
* Налог на прибыль, доход организаций и еще налог на доходы от капитала. Здесь уже возникает вопрос. Ныне взимаемый налог на прибыль предприятий, организаций делится на два налога: налог на прибыль, доход организаций и налог на доходы от капиталов. То есть из одного налога мы получаем два налога. Являются ли они новыми или новым будет только налог на доходы от капитала - это тот вопрос, ответа на который на сегодняшний день просто нет;
* Подоходный налог с физических лиц. Его название меняется с налога на доходы с физических лиц, хотя изменение названия наверняка не дает оснований говорить о том, что это новый налог;
* В ст.13 пока по-прежнему сохраняются взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, а уже в принятой ч.2 НК это единый социальный налог. Понятно, что в ч.1 будут внесены изменения, и они уже рассматривались в Государственной Думе, так что это вопрос времени, когда эти изменения произойдут;
* Государственная пошлина - была и остается;
* Таможенная пошлина - была и остается, но теперь в ст.13 к таможенной пошлине добавляются таможенные сборы;
* Налог на пользование недрами - видоизмененные платежи за природопользование;
* Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы - повторяется со слегка измененным названием;
* Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (то, что называется "роэлти") - это тоже не новый налог, а выделение из платежей за природопользование такого отдельного вида налогов;
* Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. Так красиво называется на самом деле сбор за право отстрела несчастных животных и лова рыбы;
* Лесной налог, который сейчас существует в качестве лесных податей, но не меняется по сути;
* Водный налог также ныне существует в качестве платы за пользование водными объектами;
* Экологический налог также существует как часть платежей за природопользование;
* Федеральные лицензионные сборы.

Таким образом, если сравнить ст.19 Закона "Об основах налоговой системы" и ст.13 Налогового кодекса, то на самом деле мы видим, что существенных изменений не произошло. Основные налоги сохранились, а платежи за природопользование расслоились на более мелкие конкретные налоги. Фактически исчезли из федеральных налогов только дорожные налоги, но не совсем, а перемещаясь в региональные налоги. Поэтому существенных отличий федеральных налогов ни по количеству их, ни по качественному составу нет.

Ст.14 НК дает нам региональные налоги и сборы.
* Налог на имущество организаций остается;
* Налог на недвижимость - новый налог, хотя он по сути своей должен заменить взимание поимущественных налогов (налог на имущество организаций с введением налога на недвижимость субъектом Федерации - не уплачивается);
* Дорожный налог, трансформировавшийся из федеральных дорожных налогов;
* Транспортный налог - также трансформация федерального налога;
* Налог с продаж;
* Налог на игорный бизнес, который из федерального переходит на региональный уровень;
* Региональные лицензионные сборы.

Ст.15, местные налоги и сборы, резко сокращается до 5 наименований, и это обычные классические местные налоги:
* Земельный налог и налог на имущество физических лиц, но они исчезнут, если субъект Федерации введет налог на недвижимость;
* Налог на рекламу, имеющийся сейчас в числе местных;
* Налог на наследование или дарение - это трансформированный ныне действующий федеральный налог;
* Местные лицензионные сборы.

Что касается местных лицензионных сборов, региональных и федеральных, очевидно, их следует признать новыми видами налогов или сборов.


Rambler's Top100 TopList