ООО ПФП "Квантэкс" : Технологии ведения реестра акционеров, финансовый анализ, методические материалы

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2001 г. N 3017
------------------------------------------------------------------

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 октября 2001 г. N 28

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ
ЦЕННЫХ БУМАГ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К УЧАСТНИКАМ
ТОРГОВ И ЭМИТЕНТАМ ЦЕННЫХ БУМАГ

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 42 и пунктом 3 статьи
44 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке
ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857; 1999, N 28, ст. 3472;
2001, N 33, ст. 3424) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о системе контроля
организаторов торговли на рынке ценных бумаг и дополнительных
требованиях к участникам торгов и эмитентам ценных бумаг.

Председатель
И.В.КОСТИКОВ





Утверждено
Постановлением
Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг
от 26.10.2001 N 28

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ
НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
К УЧАСТНИКАМ ТОРГОВ И ЭМИТЕНТАМ ЦЕННЫХ БУМАГ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с
осуществлением организаторами торговли на рынке ценных бумаг
(далее - организаторы торговли) контроля за сделками с ценными
бумагами, заключенными через организаторов торговли в течение
торговой сессии, а также участниками торгов и эмитентами, ценные
бумаги которых включены в котировальные листы организатора
торговли.
1.2. В целях снижения рисков на рынке ценных бумаг
организаторы торговли обязаны создать и обеспечить
функционирование системы контроля за сделками с ценными бумагами,
заключенными через организаторов торговли в течение торговой
сессии, а также за участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги
которых включены в котировальные листы организатора торговли. Для
осуществления указанного контроля организаторами торговли
формируются отдельные подразделения (назначаются уполномоченные
сотрудники) и создаются автоматизированные системы, обеспечивающие
непрерывное в течение торговой сессии отслеживание организатором
торговли цен, объемов и характера регистрируемых заявок и сделок в
торговой системе (далее - мониторинг).
Целью мониторинга является выявление сделок, в том числе
срочных сделок на рынке ценных бумаг, в обычном режиме торговли,
при котором информация о совершаемых сделках между участниками
торговой сессии используется при расчете фондовых индексов и
средневзвешенных цен финансовых инструментов, цена и объем
которых или иные условия, в том числе с учетом предыдущих заявок и
сделок, подпадают под установленные настоящим Положением сочетания
критериев (нестандартные сделки).
1.3. Мониторинг и контроль в торговой системе ведутся
организаторами торговли по предусмотренным настоящим Положением
критериям нестандартных сделок, квалифицируемых таковыми при
одновременном достижении установленных Таблицей критериев
нестандартных сделок (приложение 1) сочетаний критериев и их
параметров. Сочетания критериев и их параметры разрабатываются
непосредственно организаторами торговли и подлежат регистрации в
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - Федеральная
комиссия). Нестандартные сделки проверяются организаторами
торговли на предмет совершения действия участником (участниками)
торгов, в том числе выставление заявки, совершение сделки,
распространение ложной информации, создающего видимость или
способствующего действительному повышению или понижению цен и
(или) торговой активности на рынке ценных бумаг, которое вводит в
заблуждение участников рынка ценных бумаг, инвесторов, эмитентов
относительно уровня цен и (или) ликвидности рынка (далее -
манипулирование ценами) или на предмет использования при их
совершении служебной информации.
1.4. Контроль за участниками торгов и эмитентами
осуществляется путем сбора и анализа финансовой и иной отчетности
и сведений, информации об обязательствах, существенных фактах и
событиях, указанных в настоящем Положении и иных нормативных актах
Федеральной комиссии.
1.5. Структура и организация функционирования системы контроля
организаторов торговли определяются следующими документами
организаторов торговли:
регламентом мониторинга и контроля за сделками с ценными
бумагами во всех режимах торгов, участниками торгов и эмитентами;
порядком проведения проверок нестандартных сделок;
перечнем мер, направленных на предотвращение манипулирования
ценами;
перечнем мер, направленных на предотвращение неправомерного
использования служебной информации;
кодексом мер дисциплинарного воздействия на участников торгов
при нарушениях ими правил, иных документов организатора торговли;
таблицей критериев нестандартных сделок.
Указанные документы, а также изменения и дополнения к ним до
вступления их в силу представляются организаторами торговли для
обязательной регистрации в Федеральную комиссию. Федеральная
комиссия принимает решение о регистрации или отказе в регистрации
таких документов не позднее 60 дней, а изменений и дополнений к
ним - не позднее 30 дней после поступления. Федеральная комиссия
направляет организатору торговли один экземпляр указанных
документов, а также изменений и дополнений к ним, с отметкой о
регистрации или письменное уведомление с указанием причин отказа в
регистрации не позднее 5 дней после принятия соответствующего
решения.

2. Требования к системе мониторинга и контроля
выставляемых заявок и совершаемых сделок
в торговой системе

2.1. Система мониторинга и контроля выставляемых заявок и
совершаемых сделок в торговой системе должна технически
обеспечивать:
2.1.1. Ведение мониторинга и контроля по следующим критериям:
отклонение цены сделки от цены открытия на установленную
величину;
отклонение цены сделки от цены закрытия предыдущих торгов на
установленную величину;
отклонение цены заявки (сделки) от цены последней сделки на
установленную величину;
отклонение цены сделки от средневзвешенной цены на
установленную величину;
отклонение сводного фондового индекса на установленную
величину;
ряд сделок участника торгов, ведущий к изменению цены в одном
направлении;
сделки, заключаемые участником торгов за свой счет, в которых
этот участник одновременно является продавцом и покупателем ценных
бумаг (кросс - сделки);
сделки между участниками торгов, при которых стороны таких
сделок меняются, выступая в качестве то продавцов, то покупателей
(взаимные сделки);
неоднократное изменение и удаление заявок одним участником
торгов;
превышение объема сделок участника торгов за торговую сессию
установленного процента от общего объема торгов по ценной бумаге;
отклонение объема сделок участника торгов по ценной бумаге за
торговую сессию от среднего значения такого оборота для этого
участника торгов на установленную величину;
внесение заявок участником торгов после закрытия торговой
сессии.
2.1.2. Режим непрерывного поступления информации о текущем
состоянии хода торгов и нестандартных сделках на удаленный
терминал, устанавливаемый в Федеральной комиссии, с возможностью
взаимного информационного обмена и отображением вводимой
Федеральной комиссией информации о принятых решениях по вопросам
регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных
участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций
профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за
соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных
актов о ценных бумагах на контрольном мониторе торговой системы.
Указанная в данном пункте информация передается всем
организаторам торговли одновременно согласно установленной между
Федеральной комиссией и организатором торговли процедуре.
2.2. Параметры вышеназванных критериев устанавливаются в
зависимости от:
периода торгового дня (открытия, торговли, закрытия);
статуса ценной бумаги (допущенные к торгам, включенные в
котировальный лист второго уровня, включенные в котировальный лист
первого уровня).
2.3. Организатор торговли вправе в установленном пунктом 1.5
порядке настоящего Положения исключить или добавить в Таблицу
критериев нестандартных сделок сочетания критериев, при которых
сделки квалифицируются как нестандартные.

3. Требования к системе контроля участников
торгов и эмитентов

3.1. Контроль участников торгов и эмитентов, ценные бумаги
которых включены в котировальные листы организатора торговли,
осуществляется на основе анализа предоставляемых ими сведений и
документов в установленные организатором торговли сроки.
3.2. Участники торгов обязаны в дополнение к документам,
установленным законодательством Российской Федерации и
нормативными актами Федеральной комиссии, предоставлять
организатору торговли следующие сведения и документы:
установленную нормативными актами Федеральной комиссии
отчетность и сведения в отношении проведенных сделок;
еженедельно расчет собственных средств (капитала) и
обязательств;
ежеквартально установленную законодательством Российской
Федерации бухгалтерскую отчетность с приложениями;
копию аудиторского заключения, подготавливаемого в
установленных законодательством случаях, в установленный
организатором торговли срок;
запрошенные организатором торговли в ходе проведения проверки
нестандартных сделок, прямо или косвенно касающиеся таких сделок,
в установленный организатором торговли срок;
заверенные в установленном порядке копии документов,
подтверждающих полномочия должностных лиц участника на подписание
от его имени любых документов, а также документы, подтверждающие
образцы подписей таких должностных лиц;
иные документы и сведения, установленные правилами
организатора торговли.
3.3. Эмитенты, ценные бумаги которых включены в котировальные
листы, обязаны в дополнение к установленным законодательством
Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии
предоставлять организатору торговли следующие документы и
сведения:
ежеквартально установленную законодательством о ценных бумагах
отчетность и бухгалтерскую отчетность с приложениями;
запрошенные в ходе проведения проверки нестандартных сделок,
прямо или косвенно касающиеся таких сделок, в установленный
организатором торговли срок.

4. Требования к организаторам торговли

4.1. Организаторы торговли обязаны:
выявлять в ходе торговой сессии все нестандартные сделки;
проверять нестандартные сделки на предмет манипулирования
ценами и использования служебной информации;
проверять нестандартные сделки на предмет нарушений Правил
организатора торговли;
раскрывать в установленном порядке полученные от эмитентов или
участников торгов сообщения о существенных событиях и действиях,
затрагивающих финансово - хозяйственную деятельность эмитентов;
контролировать соблюдение участниками торгов установленных
нормативными актами Федеральной комиссии показателей и нормативов.
4.2. Организаторы торговли обязаны представлять в Федеральную
комиссию:
ежедневно сведения о всех выявленных в ходе торговой сессии
нестандартных сделках;
ежедневно сведения о нарушениях участниками торгов
установленных нормативными актами Федеральной комиссии показателей
и нормативов;
не позднее следующего дня после окончания проверки
нестандартной сделки отчет о ее результатах;
в тот же день сведения о приостановлении участия или
исключении участника торгов;
незамедлительно информацию о принятии решения о
приостановлении торгов по ценным бумагам (в том числе по одной
ценной бумаге).
Указанные сведения представляются по средствам электронной
связи, а по указанию Федеральной комиссии - в документарном виде.
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением ФКЦБ РФ от 04.01.2002 N I-пс утверждено
Положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на
рынке ценных бумаг.
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
О требованиях к организаторам торговли при предоставлении ими
услуг по осуществлению операций, связанных с совершением срочных
сделок, см. Постановление ФКЦБ РФ от 27.04.2001 N 9.
------------------------------------------------------------------

5. Порядок действий организаторов торговли
при выявлении нестандартных сделок

5.1. При выявлении нестандартной сделки подразделение контроля
(уполномоченные сотрудники) организатора торговли осуществляет
анализ возможных причин ее появления и проводит проверку такой
сделки. При этом организатор торговли вправе проанализировать
документы и сведения, полученные от контрагентов по нестандартной
сделке, эмитента ценных бумаг и маркет - мейкеров по этой ценной
бумаге.
5.2. Если в ходе проверки нестандартной сделки выявляется, что
полномочий организатора торговли для установления правомерности
действий сторон по сделке недостаточно либо ему оказывается
противодействие в проведении проверки, организатор торговли
направляет все имеющиеся материалы анализа в Федеральную комиссию.
5.3. При наличии оснований квалифицировать нестандартную
сделку как нарушение Правил организатора торговли организатор
торговли направляет материалы проверки в дисциплинарный комитет
(комиссию) для вынесения решения и принятия мер к участникам
торгов - сторонам такой сделки.
5.4. О принятых мерах воздействия к участникам торгов за
нарушения Правил организатора торговли организаторы торговли
извещают Федеральную комиссию не позднее следующего дня после
принятия решения.
Если полномочия организатора торговли не позволяют применить
санкции к участнику, нарушившему Правила организатора торговли,
организатор торговли направляет все имеющиеся материалы проверки в
Федеральную комиссию.





Приложение
к Положению о системе контроля
организаторов торговли на рынке
ценных бумаг и дополнительных
требованиях к участникам торгов
и эмитентам ценных бумаг

ТАБЛИЦА КРИТЕРИЕВ
НЕСТАНДАРТНЫХ СДЕЛОК

------------------------------------------------------------------
| Нестандартные сделки | Ценные бумаги |
|(одновременное совпадение критериев,|---------------------------|
| как ниже указано) |допущен-|котиров. |котиров.|
| |ные к | лист 2 | лист 1 |
| |торгам | уровня | уровня |
|------------------------------------+--------+---------+--------|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| последней сделки на ...% | | | |
|2. Отклонение сводного фондового| | | |
| индекса на ...% | | | |
|------------------------------------+--------+---------+--------|
|1. Отклонение цены сделки в период| | | |
| открытия от цены закрытия на ...%| | | |
|2. Отклонение сводного фондового| | | |
| индекса на ...% | | | |
|------------------------------------+--------+---------+--------|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| открытия на ...% | | | |
|2. Отклонение сводного фондового| | | |
| индекса на ...% | | | |
|------------------------------------+--------+---------+--------|
|1. Число кросс - сделок участника | | | |
|2. Число сделок участника, ведущих к| | | |
| изменению цены в одном| | | |
| направлении | | | |
|------------------------------------+--------+---------+--------|
|1. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|2. Отклонение объема сделок| | | |
| участника от среднего значения| | | |
| его объема за последние ... дней| | | |
| на ...% | | | |
|------------------------------------+--------+---------+--------|
|1. Число сделок участника, ведущих к| | | |
| изменению цены в одном| | | |
| направлении | | | |
|2. Число изменений и удалений заявок| | | |
| участником | | | |
|3. Отклонение цены заявки от цены| | | |
| последней сделки на ...% | | | |
|------------------------------------+--------+---------+--------|
|1. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|2. Число взаимных сделок между двумя| | | |
| участниками | | | |
|------------------------------------+--------+---------+--------|
|1. Отклонение цены заявки от цены| | | |
| последней сделки на ...% | | | |
|2. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| последней сделки на ...% | | | |
|3. Число кросс - сделок | | | |
|------------------------------------+--------+---------+--------|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| открытия на ...% | | | |
|2. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|------------------------------------+--------+---------+--------|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| закрытия на ...% | | | |
|2. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|------------------------------------+--------+---------+--------|
|1. Отклонение цены сделки от| | | |
| средневзвешенной цены на ...% | | | |
|2. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
|------------------------------------+--------+---------+--------|
|1. Отклонение цены сделки от цены| | | |
| (открытия, закрытия,| | | |
| средневзвешенной) на ...% | | | |
|2. Отклонение сводного фондового| | | |
| индекса на ...% | | | |
|3. Объем сделок участника по ценной| | | |
| бумаге за торговую сессию от| | | |
| общего объема составил более ...%| | | |
------------------------------------------------------------------

Примечание. Все критерии применяются в отношении торговли
ценными бумагами одного вида, категории (типа) конкретного
эмитента.


------------------------------------------------------------------


--------------------------------------------------------------------------------

КонсультантПлюс, (095)956-8283, www.consultant.ru, contact@consultant.ru