«РЯЗАНСКИЙ ТРАНЗИТ»

концепция региональной программы

«Пространственное развитие

Рязанской агломерации»

в рамках

Стратегии социально  -  экономического развития

Рязанской области до 2020 года

«СТРАТЕГИЯ 2020»


Введение.

 

Социально – экономическое развитие Рязани неразрывно связано с развитием экономики Рязанской области. Областной центр пространственно является частью территории региона. Существующие тенденции изменения энергетической и транспортной инфраструктуры, миграционных и финансовых потоков, селитебных и промышленных территорий происходящие в области и ЦФО  максимально связанно влияют на Рязань. В связи с этим стратегия пространственного развития города должна максимально учитывать сложившиеся положительные и отрицательные тенденции окружения областного центра.

Реализация концепции включает выполнение работ по ряду подпроектов. Все они должны быть взаимоувязаны и их реализация синхронизована по времени и финансам.

 

Подпроекты

l     Строительство железной дороги Рыбное – Тумская.

l     Реконструкция ж/д в Рязани

l     Дягилевская промышленная зона

l     Проекты жилищного строительства

l     Новая транспортная и инженерная инфраструктура

l     Скоростной трамвай

l     Экология проектов

l     Социальные аспекты развития

 


Тенденции развития пространственного окружения Рязани.

  В настоящее время происходят кардинальные изменения транспортного окружения Рязани. Планируется строительство окружной автомагистрали М5 вокруг Рязани, строительство электрофицированной железной дороги обхода Мосузла (Калуга - Тула – Узуново – Рыбное – Тумская – Владимир), реконструкция железной дороги Москва – Рязань – Ряжск – Тамбов – Саратов для обеспечения скоростного движения поездов. Начал интенсивно развиваться речной транспорт. Все это объективно формирует в Рязани многофункциональный транспортный узел, играющий роль не только Юго-Восточных ворот Московского промышленного района, но и связующего звена восточных регионов ЦФО. При этом в Рязани создается транспортное пересечение хордовых и радиальных транспортных магистралей (железнодорожных, автомобильных и речных). Это обеспечивает максимально быструю доставку грузов между соседними регионами, минуя перегруженные радиальные магистрали.

Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Рязанской области объективно выявила необходимость формирования территорий вблизи областного центра застраиваемых малоэтажными и индивидуальными домами. В настоящее время начинается реализация проектов застройки таких территорий в Рыбновском и Рязанском районах, непосредственно на границах муниципального образования – город Рязань. Планируемые объемы строительства, комфортабельность и доступность подобного жилья начинают формировать миграционное направление переселение жителей областного центра в пригородные поселения. Одновременно с этим жители более удаленных населенных пунктов Рязанской области также начинают приобретать жилье на данных территориях. Развитие поселений – спутников только начинается, но оно может сыграть решающую роль в экономическом развитии города, поскольку фактически включает в экономику большие пространственные территории, чем имеются в городе. Резкий рост цен на землю в Рязани и отсутствие свободных земельных участков сдерживают развитие жилищного строительства непосредственно в границах города.  Таким образом, в настоящее время, создаются все предпосылки для возникновения Рязанской агломерации связанной тесными взаимными экономическими и пространственными интересами. Основной проблемой ее развития является необходимость обеспечить транспортную мобильность населения.

Исторически сложившаяся структура промышленных зон Рязани практически исчерпала свой потенциал. Экологическое состояние города признается неудовлетворительным и, не в последнюю очередь, это связано с непосредственным контактом промышленных предприятий и селитебных территорий. Реальное отсутствие санитарно – защитных зон, расположение предприятий в непосредственной близости от крупных жилых районов не позволяют ориентироваться в развитии промышленности на имеющиеся в городе промышленные площадки. Вместе с тем высокая концентрация квалифицированной рабочей силы в Рязани при относительно невысоких зарплатах привлекает потенциальных инвесторов. Реализация новых инвестиционных проектов в ближайшее время будет невозможна без освоения близлежащих территорий соседних районов области. Поскольку триадой промышленного бизнеса является – люди/земля/транспорт, то формирование в непосредственной близости от Рязани новых промышленных зон практически предопределено.

Таким образом, можно с высокой степенью достоверности утверждать, что развитие Рязани пойдет по пути развития Рязанской агломерации. Следует также подчеркнуть, что пространственное развитие  - это часть социально – экономического развития, и они не только дополняют друг друга, но и являются необходимыми частями друг друга.


Социально-экономическая стратегия развития.

Экономическое развитие Рязанской агломерации будет осуществляться в трех направлениях. Первое – опережающее формирование инфраструктуры, второе – стабильная работа существующих базовых отраслей, третье – создание и развитие новых производств.

Указанные направления развития синхронизируются между собой наличием единой концепции пространственно – территориального развития Рязанской агломерации. Пространственно – территориальное развитие определяется размещением новых селитебных территорий, промышленных зон,  созданием транспортной инфраструктуры, обеспечивающей высокую мобильность населения и инженерной инфраструктуры. Все это является базой развития современной инновационной экономики. Инновационная экономика – это экономика крупных городов, наукоградов, вузовских центров, где концентрируется современный бизнес, наиболее квалифицированная рабочая сила, где быстрее модернизируется потребление и образ жизни, выше конкурентоспособность. В инновационной экономике развитие городов и городских агломераций приоритетно.

РЯЗАНСКИЙ ТРАНЗИТ

Для решения всего указанного комплекса проблем необходимо сформулировать идеологию нового социально-экономического развития  пространственной территории рязанской агломерации, включающей в себя областной центр и территории соседних районов Рязанской области. Данная концепция сформулирована в проекте «РЯЗАНСКИЙ ТРАНЗИТ».

Идея реализации проекта. С целью обеспечения транспортного и инженерного обеспечения новых застраиваемых территорий, исключения транспортных проблем областного центра, создания условий для строительства новых и развития действующих предприятий предлагается вынести  железнодорожные магистрали из центральной части Рязани. На месте вынесенных железнодорожных путей построить трассу скоростного трамвая, совмещенную с магистральными инженерными и коммунальными коммуникациями. Дополнительно эта трасса должна связать существующие и строящиеся жилые   районы с промышленными зонами и транспортными узлами. Высвободившиеся земельные участки в центральной части города направить на строительство объектов транспортного, жилищного и социального назначения. Срок реализации проекта – 12 лет (2008-2020).

 

Создание условий для  развития экономики,  транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры, социальной сферы, демографической ситуации, как в областном центре, так и на прилегающей территории Рязанской области, а также максимальное использование конкурентных преимуществ  региона расположенного рядом с Москвой требуют взаимоувязки и согласования генерального плана Рязани, схем территориального планирования граничных районов.


Жилищное строительство.

Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» требует увеличения объемов строительства для Рязанской области до уровня 1200-1300 тыс. кв. м в год. Необходимо добиться обеспеченности населения жильем в размере 33-35 кв.м на человека до 2020 года. Основной объем строительства до настоящего времени (до 80%) приходился на областной центр. Однако исчерпание ресурса свободных территорий, а также предписанная Правительством РФ приоритетность развития малоэтажного домостроения требуют развития поселений — спутников на территориях прилегающих к Рязани. Данные территории представлены 6 поселениями — спутниками.

Рис.1. Планируемое размещение поселений – спутников и новой промышленной зоны вблизи Рязани.

1. Дягилевский коттеджный комплекс. Малоэтажная застройка (на 2-6 семей). Коттеджная застройка. Инфраструктура - спорткомплекс, досуговый центр. Площадь земельного участка застройки — 400 га. Объем строительства — 600 тыс.кв.м.

2. Дягилевский жилой микрорайон. Застройка переменной этажности (5-9 этажей). Общественная  застройка - торговые комплексы, поликлиника, детский комбинат.

Инфраструктура - спорткомплекс, досуговый центр, парковая зона. Площадь земельного участка застройки — 1000 га. Объем строительства — 1500 тыс.кв.м.

3. Жилой микрорайон Дашково-Песочня. Застройка переменной этажности (5-9 этажей).

Общественная  застройка - торговые комплексы, поликлиника, детский комбинат.

Инфраструктура - спорткомплекс, досуговый центр, парковая зона. Площадь земельного участка застройки — 1000 га. Объем строительства — 1500 тыс.кв.м.

4. Турлатовский коттеджный комплекс. Малоэтажная застройка (на 2-6 семей). Коттеджная застройка. Инфраструктура - спорткомплекс, досуговый центр. Площадь земельного участка застройки — 200 га. Объем строительства — 300 тыс.кв.м.

5. Жилой микрорайон Захаровский. Малоэтажная застройка (на 2-6 семей). Коттеджная застройка. Поселок имеет целевое назначение по обеспечению жильем работников планируемой Дягилевской промышленной зоны. Площадь земельного участка застройки — 700 га. Объем строительства — 1000 тыс.кв.м.

6. Жилой микрорайон Пойменный. Малоэтажная застройка (на 2-6 семей). Застройка переменной этажности (3-9 этажей). Площадь земельного участка застройки — 700 га. Объем строительства — 1000 тыс.кв.м.

Общая площадь планируемого к строительству жилья на данных территориях составит 5,6 миллионов кв.м.  Количество жителей — 100-150 тыс. человек. Часть жителей в эти поселения переедет из Рязани, а часть из близлежащих районов. Основное место работы почти всего данного населения будет расположено в Рязани.

         Дополнительно в Рязани на развиваемых и реконструируемых площадях (непосредственно связанных с железной дорогой) будет построено 2 - 3 миллиона кв.м жилья.

Промышленность.

         В связи с ограниченностью территории существующих промышленных зон в Рязанской агломерации необходимо развивать новые территории для создания перспективных промышленных зон. Планируется, что такой территорией может быть территория между Дягилевским аэродромом и п. Храпово общей      площадью  1400 — 1600 га. Данная территория вплотную примыкает к транспортным железнодорожным и автомобильным магистралям, пространственно отделена от основных массивов жилищной застройки.

Рис.2. Планируемое размещение новой промышленной зоны (8) в районе аэродрома Дягилевский.

В данной промышленной зоне предполагается строительство промышленных предприятий перерабатывающей промышленности, включая следующие индустрии: металлургическую, металлообрабатывающую, пищевую, промышленность строительных материалов. Также в данной зоне целесообразно размещение логистического центра, обеспечивающего переработку грузов, перемещаемых по направлению Тула-Владимир-Москва-Самара. В объединении с речным грузовым портом данная промышленно-транспортная зона даст мощный импульс развития всему региону в целом. Планируемый объем производства товаров и услуг Дягилевской промышленной зоны составит примерно 20-30 миллиардов рублей. Число рабочих мест — 15-20 тыс. человек. Следует отметить, что санитарно – защитная зона вновь создаваемых производств не должна выходить за пределы границ указанной промышленной зоны.

Транспортная инфраструктура.

         Развитие жилищного строительства в Рязани и пригородах, создание новой промышленной зоны требуют комплексного решения вопросов транспортной инфраструктуры. Без этого невозможно обеспечить необходимую мобильность населения и предприятия трудовыми ресурсами. Нерешенные транспортные вопросы могут практически полностью парализовать всё социально-экономическое развитие Рязанской агломерации и всего региона в целом.

         Ключевым элементом развития транспортной инфраструктуры является реконструкция железнодорожного транспортного узла Рязани. Концепция реконструкции должна обеспечить не только решение проблем региона, но и стратегическое развитие железнодорожного транспорта ЦФО.

                   Реконструкция железнодорожного транспортного узла.

         Существующее состояние железнодорожного транспортного узла Рязани характеризуется следующими особенностями. В настоящее время электрофицированная железная дорога от Москвы до ст. Рыбное работает на постоянном токе, ж/д магистраль Рязань — Ряжск – Саратов на переменном, а трасса Рязань-Рузаевка — на постоянном. Грузовые поезда следующие на Ряжск производят замену локомотива на ст. Рыбное и двигаются по обходному пути минуя город.  Пассажирские поезда, следующие на Ряжск,  производят смену локомотива на ст. Рязань-2.

Рис. 3. Схема смены типа электровозов в Рязани.  ­Сплошные линии – постоянный ток. Пунктир – переменный ток.

Поезда следующие на Рузаевку через ст. Рязань-1 работают на постоянном токе и локомотивы не меняют. Использование электровозов экономически более выгодно, чем тепловозов. Замена постоянного тока на переменный, также дает немалую экономию за счет рекуперации электроэнергии (возвращение в контактную сеть электроэнергии, вырабатываемой при торможении).

В связи с этим в «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» предусмотрен переход на линии Москва — ст. Рыбное на переменный ток и модернизация магистрали Москва — Рязань - Саратов для организации скоростного движения составов. Изменение типа электрофикации ж/д магистрали Рязань — Рузаевка до 2030 года не планируется. Поэтому, при реконструкции необходимо учитывать существующее и планируемое состояние рязанского транспортного узла во взаимоувязке с планами стратегии развития ж/д транспорта России. На основании указанного были выработаны следующие проектные решения.

         Реорганизация рязанского железнодорожного узла начинается со строительства в районе станции Дягилево  центрального ж/д вокзала - «РЯЗАНЬ — ЦЕНТРАЛЬНАЯ» с полным набором необходимой современной инфраструктуры. Вокзалы Рязань — 1 и Рязань — 2 ликвидируются.

Рис.4. Спутниковая фотосъемка станции Рязань – 1.

Рис. 5. Спутниковая фотосъемка станции Рязань – 2.

рис. 6. Спутниковая фотосъемка станции Дягилево. Справа вверху около станции располагаются садовые кооперативы, слева внизу от станции – участки лесопосадок.

         Также производится строительство электрофицированной дороги постоянного тока длиной 28 км обеспечивающей обход Рязани для поездов направляющихся на Шилово – Рузаевку. При этом необходимо строительство нового участка на линии от станции Стенькино до станции Турлатово длиной 10 км, остальные 18 км прокладываются вдоль существующей электрофицированной магистрали переменного тока от станции Дягилево до станции Стенькино.

Рис.7. Концепция реконструкции рязанского железнодорожного узла. Красная линия – электрофикация постоянного тока, зеленая – переменного тока.

На первом этапе (до перевода магистрали Москва — ст. Рыбное на переменный ток) смена типа электропоездов для трассы Москва — Рязань — Саратов будет производиться: грузовые — ст. Рыбное, пассажирских — ст. РЯЗАНЬ — ЦЕНТРАЛЬНАЯ. После перехода на переменный ток поезда будут следовать без смены типа локомотива. Поезда пассажирские и грузовые, следующие по маршруту Москва — Рязань — Рузаевка не изменяют тип локомотива и направляются после ст. РЯЗАНЬ — ЦЕНТРАЛЬНАЯ по обходному пути (ст. Стенькино — ст. Турлатово —Шилово — Рузаевка). В связи с исключением прохода по центральной части города скоростной режим на этом участке может быть более высоким.

         В рамках данного проекта и для обеспечения развития логистического формирования транспортного узла Рязань — Рыбное целесообразна организация железнодорожного движения со строительством и восстановлением недостающих участков по направлению: Узуново – Рыбное – Рязань – Тума – Владимир длиной 96 км от ст. Рыбное до ст. Тумская в целях разгрузки Московского узла. Данная ж/д трасса предусмотрена в «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» и «Схеме территориального планирования Рязанской области». Это позволит значительно повысить статус Рязанской области как ключевого региона на связи Центрального федерального округа с южными и восточными регионами страны.

Рис.8. Пересечение транспортных магистралей (железнодорожных, автомобильных и речных) в районе Рязани.

 

Инструментом осуществления данной политики будет являться развитие в регионе логистической деятельности. В рамках мероприятий по формированию транспортных коридоров ФЦП «Модернизация транспортной системы России» в Рязанской области предусматривается создание регионального терминально-логистического комплекса на направлении коридора «Север-Юг». Размещение мультимодального логистического комплекса  в районе Рязани, где сходятся железнодорожный маршрут коридора «Север – Юг», железнодорожные и автомобильные ответвления NSR-5 и NSA-5 обеспечит экономическое развитие не только Рязанской области, но и многих районов Московской, Тульской и Владимирской областей. Рязанский промышленный район получит доступ к ресурсам Мещерского лесного массива, как Рязанской, так и Владимирской областей.

Поддержка базовых отраслей.

         Реконструкция рязанского железнодорожного узла должна обеспечить как развитие действующих предприятий, так и обеспечение условий для  создания новых. В связи с этим особое внимание в проекте должно быть уделено обеспечению ж/д транспортными ресурсами действующих и новых предприятий.

Обеспечение грузопоставок на  предприятия.

         В настоящее время обеспечение грузоперевозок по железной дороге является частью технологического процесса ряда предприятий Рязани. Часть этих предприятий попадает в зону реконструкции. Необходимо максимально сохранить условия взаимодействия этих предприятий с железнодорожным транспортом. Следует выделить указанные объекты и пути решения транспортных проблем в рамках реконструкции.

         Дягилево. Здесь расположены аэродром стратегической авиации, авиаремонтный завод, несколько предприятий пищевой перерабатывающей промышленности, торговые и складские комплексы. Существующие подъездные пути являются резервными, но имеют стратегическое значение для аэродрома. Ж/д полотно отходит от ст. Дягилево, пересекает московское шоссе и занимает часть территории пос. Дягилево.  Дополнительно, в процессе развития данной промышленной зоны планируется организовать строительство 7-12 км подъездных путей к новым предприятиям.

Рис. 9. Спутниковая съемка Дягилевского аэродрома и ж/д подъездные пути к нему.

         Предлагается построить новую транспортную ветку от  железнодорожного обхода Рязани вдоль южной окраины п. Дягилево до аэродрома. Длина подъездных путей — 5 км. Одновременно данная ветка будет транспортной линией для предприятий на севере Дягилевской промышленной зоны (см. рис. 2).

         Юго-Западный промышленный узел. Здесь расположено большое число предприятий строительной индустрии: ОАО «Строительная керамика», ЖБИ-2, ЖБИ-6, з-д Торфмаш, АО ССК, АО Железобетон, а также ряд предприятий пищевой промышленности, торговые и складские комплексы. В этом же узле располагается ремонтное предприятие ОАО РЖД.

        

Рис.10. Юго-Западный промышленный узел. Ж/д ветка к Рязани-2 и подъездные пути к предприятиям стройиндустрии.

 

Предлагается сохранить часть железнодорожного пути, пролегающего в настоящий момент от ст. Рязань — 2 до соединения с магистралью Москва — Саратов в части сохранения участка от разъезда в р-не п. Божатково до ЖБИ-2. Эта ветка обеспечит доставку грузов практически на все предприятия Юго-Западного промышленного узла. Также, предлагается вынести предприятие  ОАО РЖД по ремонту колесных пар в район ст. Рыбное, либо в район Дягилевской промышленной зоны. АО ССК и  склады оптовой торговли, использующие ж/д поставки, перенести в район Дягилевской промышленной зоны.

         Куйбышевский промышленный узел. Предлагается сохранить подъездные пути от нефтезавода до ст. Лесок при соответствующей реконструкции ж/д переездов. Данная ветка используется относительно редко и, в основном, в ночное время.

         Промышленная зона станции Лесок и Восточный промышленный узел. Участок железной дороги от ст. Лесок до ст. Турлатово сохраняется для полного выполнения функций южного логистического терминала Рязани. Соответственно сохраняются все функции обеспечения грузоперевозок промышленных предприятий п. Соколовка и п. Мирный, а также Восточного промышленного узла.

         Южный промышленный узел. Реконструкция железной дороги и прокладка электрофицированной ветки мимо данной промышленной зоны увеличит доступность данного узла и снизит стоимость грузоперевозок.

         Приокский промышленный узел и предприятия п. Борки. Наиболее чувствительным к реконструкции железной дороги являются речной грузовой порт в Борковском затоне и шпалопропиточный завод.

Рис. 11. Приокский промышленный узел. Слева вверху – п. Борки, внизу – шпалопропиточный завод, вверху – речной порт.

 

Данные предприятия периодически используют подъездные пути для поставки шпал для РЖД и нерудных материалов (гравий, щебень, песок) для РЖД и предприятий стройиндустрии. Ликвидация подъездных путей может привести к ликвидации данных предприятий. В связи с этим в проекте предлагается следующее решение. Поскольку существующую часть железнодорожной магистрали, проходящей по центру города от ст. Дягилево до ст. Лесок планируется использовать для линии скоростного трамвая, то необходимо обеспечить качество трамвайного пути соответствующего железнодорожному. Поскольку ширина колеи трамвая совпадает с железнодорожной (1520 мм), то при наличии соединительных переездов (гейтов) грузовые поезда могут использовать указанные пути с 01 часа ночи до 5 утра. Это решение обеспечивает функционирование указанных предприятий.

         Таким образом, реконструкция рязанского железнодорожного узла включает:

- строительство железнодорожного вокзала «РЯЗАНЬ – ЦЕНТРАЛЬНАЯ» с инфраструктурой;

- строительство двухпутного железнодорожного пути длиной 28 км, электрифицированного по постоянному току, включающего необходимые разъезды, развязки, накопительные пути и инженерные сооружения;

- строительство 5 км подъездных путей стратегического назначения;

- организация ночной перевозки грузов по линиям скоростного трамвая.

Для обеспечения развития Рязанского региона необходимо:

- строительство железнодорожного полотна длиной 96 км от ст. Рыбное до ст. Тумская;

- строительство 7-12 км подъездных путей в новой промышленной зоне.


Строительство линии скоростного трамвая.

         Решение вопросов социально-экономического развития региона невозможно без организации бесперебойной работы транспорта общественного пользования, в частности, в рязанской агломерации. Только это может обеспечить необходимую мобильность населения и решить проблему обеспеченности предприятий трудовыми ресурсами, а также исключить социальную напряженность. В конечном итоге необходимо обеспечить время доступности от основных жилых районов до места работы не более ¾ часа в час пик.

         Для решения данной задачи, а также экологической проблемы в проекте предложено строительство линии скоростного трамвая общей протяженностью 42 км.

Рис. 12.  Ориентировочная планируемая трасса скоростного трамвая (красное с белым). 7 – РЯЗАНЬ – ЦЕНТРАЛЬНАЯ, 8 – Дягилевская промышленная зона.

 Линия скоростного трамвая пройдет от ст. «РЯЗАНЬ - ЦЕНТРАЛЬНАЯ» по  бывшей линии железной дороги до проезда Яблочкова. Затем около з-да Точприбор по ул. Зубковой до Ледового дворца, по ул. Сов. Армии и далее по ул. Новоселов до п. Карцево. Далее на юго-запад до железной дороги и вдоль нее до ст. Лесок (п. Соколовка). Затем она пройдет через п. Никуличи до РНПЗ, и выйдет на существующую трамвайную линию. По этой линии скоростной трамвай выходит на ул. Черновицкая, и следует до ул. Островского. Далее по ул. Островского, пересекая Михайловское шоссе, по дамбе через пойму р. Павловка до ул. Мервинская. Затем по                     ул. Мервинская до п. Юбилейный.  Здесь трасса пересекает южную окружную и железную дорогу. Далее вдоль южной окружной до Московского шоссе, затем по п. Дягилево (ул. Коняева) до АРЗ, затем через Московское шоссе и железную дорогу, мимо кожзавода до ул. Космонавтов. Далее по ул. Космонавтов и ул. Станкозаводской до ст. «Рязань – центральная».

Рис. 13. Примеры зарубежных скоростных трамваев.

Рис. 14. Опытный образец отечественного скоростного трамвая (модель 71-630).

 

Линия скоростного трамвая соединяет все основные жилые зоны и промышленные узлы и вплотную примыкает к поселениям - спутникам. Среднее расстояние между остановками – 2 км. Средняя скорость 30 км/ч, максимальная – до 100 км/час. Средняя длина одной поездки – 6 км. Удельный максимальный объем перевозки пассажиров в одну сторону – 15-20 тыс.чел./час. Средний объем перевозимых пассажиров за год ~100 миллионов или 25-30% всех пассажироперевозок в городе. Это потребует наличие на линии 30 штук современных трамваев длиной 40-45 м. Пример современного скоростного низкопольного трамвая приведен на рисунках 13 и 14. В процессе строительства 42 км трамвайной линии будут использованы   8 км железнодорожных путей и 12 км трамвайных.

         Введение в строй скоростного трамвая может уменьшить в среднем на 25-30% количество автобусов и маршрутных такси в городе. При этом уменьшение на основных городских магистралях будет еще большим. Время проезда из Недостоево в Дашково-Песочню составит 15-16 минут в часы пик. Соответственно, резко уменьшится количество выбросов в атмосферу.

Развитие дорожно-уличной сети.

В соответствии с действующим Генеральным планом Рязани предусматривается строительство дополнительных дорожных магистралей, соединяющих Железнодорожный район с Московским районом. Ликвидация железнодорожной ветки в районе Рязани-2 значительно удешевляет строительство этих дорог. Также организуются дополнительные дороги для соединения городской дорожно-уличной сети с поселениями – спутниками, поскольку сейчас они, практически, с городом не связаны.

Рис. 15. Пример планируемого развития  дорожно-уличной сети, соединяющей Московский и Железнодорожный районы.

Развитие инженерных и коммунальных инфраструктур.

В рамках реализации данного проекта планируется модернизировать инженерные магистральные коммуникации города. Это связано с необходимостью, как пространственного расширения селитебной территории рязанской агломерации, так и с обеспечением требований энергобезопасности. Планируется соединение теплосетей Ново-Рязанской и Дягилевской ТЭЦ. Это обеспечит исключение размораживания теплосетей при аварии на любой из этих теплогенерирующих компаниях.

         Также, планируется завершить проводимую модернизацию водоотводящих и водоподводящих  магистралей и их расширение, для обеспечения развития рязанской агломерации. Кроме того, планируется расширение и модернизация сетей электро и газоснабжения.

         Результатами развития инженерных и коммунальных сетей должно стать обеспечение экологической, энергетической безопасности населения Рязани и поселений-спутников, а также создание условий для развития промышленности.

Вопросы социального развития Рязанской агломерации.

 

В рамках реализации программы пространственного развития Рязанской агломерации необходимо решить ряд социальных вопросов. В настоящее время Рязанская область занимает 74 место среди регионов по количеству учреждений социального обслуживания. Ключевым моментом данного отставания является отсутствие необходимого количества данных объектов в зоне максимальной сосредоточенности населения области – в зоне областного центра (Рязани). В рамках пространственного развития Рязанской агломерации целесообразно перераспределить учреждения социального обслуживания населения на вновь строящиеся жилые районы.

         В соответствии с Генеральным планом развития Рязани до 2020 года в городе должно быть построено большое количество учреждений социального обслуживания, направленных на решение социальных проблем города и области. В рамках разработки стратегии социально-экономического развития Рязанской области до 2020 года необходимо учесть данные показатели.

Ниже приведена выдержка из Генерального плана Рязани.

  

Таблица 1

Расчет потребности в учреждениях культурно-бытового обслуживания населения внемикрорайонного значения

 

Наименование учреждений обслуживания

Ед. изм.

Нормативы

Требуется по расчету на 530 тыс. жителей

в том числе

СНиП 2.07.

01-89*

социальные нормативы, принятые Правительством РФ в 1996г.

принято в проекте

сущ. сохр.

новое стр-во

Учреждения здравоохранения

Больницы

койка

 

13,47

13,47

7140 +710·=7850

6250

1600

Амбулаторно-поликлинические учреждения

пос.в см

 

18,15

18,15

9600+2000 (на население области) =11600

9000

2600

Учреждения социальной защиты

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов

место

 

28 (с 60 лет)

 

3

 

3

 

1590

 

80

 

1510

Платные пансионаты

место

 

 

200

-

200

Дома-интернаты для детей-инвалидов

место

 

 

2

 

2

 

1060

 

-

 

1060

Социально-реабилита-ционные центры для несовершенно-летних детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

объект

 

 

 

 

1 на 10 тыс. детей

 

 

1 на 10 тыс. детей

 

 

 

10

 

 

 

1

 

 

 

9

Социальные приюты для детей и подростков, оставшихся без попечения родителей

объ-ект

 

 

1 на 10 тыс. детей

 

1 на 10 тыс. детей

 

 

10

 

 

1

 

 

9

Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями

центр

 

 

1 на 1тыс. детей

 

1 на 1 тыс. детей

 

100

 

-

 

100

Территориальные центры социальной помощи семье и детям

центр

 

 

1 на 50 тыс. чел.

 

1 на 50 тыс. чел.

 

10

 

1

 

9

Физкультурно-спортивные сооружения

Территории

га

0,7-0,9

0,2

0,4

210

 

 

Спортивные залы

кв. м

60-80

35

60

31800

18700

13100

Бассейны

кв.м зерк. воды

20-25

 

20

10600

1500

9100

Учреждения культуры и искусства

Театры

место

5-8

4-5

5

2650

3570

1740

Концертные залы

место

3,5-5

1-4

4

1860

Клубы или учреждения клубного типа

зрит. место

80 посе-тит. место

20*

20

10600

3010

7590

Кинотеатры

место

25-35

6

10

5300

3550

1750

Цирк

место

3,5-5

3,5

3,5

1860

1812

-

Универсальные зрелищно-спортивные залы

место

6-9

 

6

3180

-

3180

Выставочные залы

объект

 

1 на адм. Район

1 на адм. район

4

-

4

Детские школы искусств, школы эстетического образования

место

 

12% учащихся 1-8 классов

12% учащихся 1-8 классов

6000

2400

3600

 

 

 

         В связи с необходимостью строительства учреждений социального обеспечения, целесообразно органам архитектуры и градостроительства Рязанской области, муниципальных образований города Рязани, Рязанского района, Рыбновского района предусмотреть резервирование земельных участков для указанных целей, внесение их наличия в проекты планировки территорий. В процессе строительства необходимо организовать долевое финансирование строительства  учреждений социального обеспечения из бюджетов всех уровней, внебюджетных источников. Целесообразно включение строительства указанных объектов в федеральные, региональные и муниципальные программы. Предложения по размещению объектов и учреждений социального назначения и их ориентировочная стоимость приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Предложения по размещению объектов и учреждений социального назначения

 

 

Жилые районы

 

 

 

Ед изм.

1. Дягилевский

2. Дягилевский

3. Дашково-Пессочинский

4. Турлатовский

5. Захаровский

6. Пойменный

7. Рязань

ВСЕГО

Стоимость, млн. руб.

Площадь территории,

га

400

1000

1000

300

700

700

300

4 400  

 

Объем строительства нового жилья,

тыс. кв.м

500

1250

1250

375

875

875

2000

7 125  

 

Население,

тыс. чел.

  12,5  

   31,3  

  31,3  

     9,4  

  21,9  

   21,9  

50

178  

 

Учреждения здравоохранения-

Больницы

койка

180

400

400

130

300

300

600

 2 310  

    693  

 

объект

1

1

1

1

1

1

2

 8  

 

Амбулаторно-поликлинические учреждения

Посещ. в смену

230

600

600

200

400

400

900

3 330  

    999  

 

объект

1

1

1

1

1

1

3

9  

 

Учреждения социальной защиты-

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов, платные пансионаты

мест

   100  

    270  

   270  

    100  

   200  

    200  

 400  

1 540  

    462  

 

объект

2

5

5

2

4

4

8

30  

 

Дома-интернаты для детей-инвалидов

мест

     80  

    160  

   160  

 40  

   120  

    120  

 280  

  960  

    288  

 

объект

2

4

4

1

3

3

8

    25  

 

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

мест

     40  

 80  

     80  

 40  

     80  

  80  

 160  

  560  

    168  

 

объект

1

2

2

1

2

2

4

    14  

 

Социальные приюты для детей и подростков, оставшихся без попечения родителей

мест

     60  

    180  

   180  

 60  

   120  

    120  

 240  

  960  

    288  

 

объект

1

3

3

1

2

2

4

    16  

 

Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями

мест

     80  

    160  

   160  

 80  

   120  

120  

 280  

1 000  

    300  

 

объект

2

4

4

2

3

3

7

    25  

 

Центры социальной помощи семье и детям, комплексные центры социального обслуживания населения

мест

     20  

 40  

     40  

 20  

     40  

  40  

  60  

  260  

  78  

 

объект

1

2

2

1

2

2

3

    13  

 

Центры социально-трудовой реабилитации лиц без определенного места жительства и ночлежные дома для бездомных

мест

 -    

 30  

     30  

 30  

     30  

   -    

   -    

  120  

  36  

 

объект

 

   1  

  1  

  1  

  1  

 

 

     4  

 

Приют для бездомных матерей с детьми и беременных женщин

мест

 -    

 -    

 -    

 -    

     50  

   -    

   -    

    50  

  15  

 

объект

 

 

 

 

  1  

 

 

     1  

 

Центр социальной адаптации для лиц, прибывших из мест лишения свободы

мест

 -    

 30  

 -    

 -    

     -     

   -    

   -    

    30  

    9  

 

объект

 

1

 

 

 

 

 

     1  

 

Физкультурно-спортивные сооружения-

Территории ФСС

га

  5  

 13  

     13  

  4  

  9  

    9  

  20  

    71  

    214  

Спортивные залы

кв.м

   800  

 1 500  

 1 500  

    500  

1 000  

1000  

3 000  

9 300  

930  

 

объект

  2  

   3  

  3  

  1  

  2  

    2  

    6  

    19  

 

Бассейны

кв.м

   300  

    600  

   600  

    300  

   300  

    300  

 600  

 3 000  

    450  

 

объект

  1  

   1   

  1  

  1  

  1  

    1  

    1  

     7  

 

Учреждения культуры и искусства-

Театры

мест

 -    

    200  

   200  

 -    

     -    

    200  

 300  

  900  

    270  

 

объект

 

   1  

  1  

 

 

    1  

    1  

     4  

 

Концертные залы

мест

   200  

 

 

    200  

   200  

 

 200  

  800  

    240  

 

объект

  1  

 

 

  1  

  1  

 

    1  

     4  

 

Клубы или учреждения клубного типа

мест

   200  

    500  

   500  

    200  

   400  

    400  

 800  

3 000  

    900  

 

объект

  1  

   1  

  1  

  1  

  1  

    1  

    2  

     8  

 

Кинотеатры

мест

 

    200  

   200  

 

   200  

 

 200  

  800  

    240  

 

объект

 

   1  

  1  

 

  1  

 

    1  

     4  

 

Универсальные зрелищно-спортивные залы

мест

   100  

    200  

   200  

 -    

   200  

    100  

 300  

 1 100  

    330  

 

объект

  1  

   2  

  2  

 

  2  

    1  

    3  

    11  

 

Детские школы искусств, школы эстетического образования

мест

   200  

    500  

   500  

    100  

   300  

    300  

 200  

 2 100  

    630  

 

объект

  2  

   5  

  5  

  1  

  3  

    3  

    2  

    21  

 

Учреждения образования-

Детские дошккольные учреждения

мест

   700  

 1 800  

 1 800  

    500  

    1 200  

  1 200  

 800  

 8 000  

 2 400  

 

объект

  7  

 18  

     18  

  5  

     12  

  12  

    8  

    80  

 

Среднеобразовательныые школы

мест

 1 800  

 4 200  

 4 200  

 1 200  

3 000  

3 000  

 600  

18000  

 5 400  

 

объект

  3  

   7  

  7  

  2  

  5  

    5  

    1  

    30  

 

ИТОГО:

15340  

 

Общая стоимость строительства объектов социального назначения составит ориентировочно – 15, 3 миллиарда рублей. При этом удельная нагрузка на     1 квадратный метр площади нового жилья составит 2,15 тыс. рублей.

 

 

 


 Приложение.

 

Предложение по энергетическому обеспечению

реализации проекта «РЯЗАНСКИЙ ТРАНЗИТ»

 

         Ключевым элементом планов стратегического развития экономики на современном этапе является энергетическая обеспеченность вновь создаваемых производственных предприятий. Отсутствие свободных мощностей по теплу и электроэнергии резко снижают конкурентное преимущество любого региона. Ограничение лимитов на газ могут затормозить и жилищное и промышленное строительство.

         Исходя из необходимости согласованного и опережающего развития Рязанской агломерации предлагается стратегическим объектом развития поставить строительство ТЭЦ на торфе. ТЭЦ должна вырабатывать 2000 – 2500 тысяч Гкал/год и обеспечивать электрическую мощность 500 МВт.

         На сегодняшний день цена 1 Гкал вырабатываемой из торфа в 1,5 раза меньше, чем из газа. Рязанская область обладает разведанными запасами торфа в объеме 220 миллионов тонн и бурого угля в размере 1 миллиард тонн. При строительстве ж/д магистрали Рыбное – Тума доставка торфа в Рязань возможна из нескольких месторождений торфа (Красное, Болонь, Тума).  Потребуется перевозить 1 миллион тонн торфобрикетов в год. Расстояние перевозки – от 40 до 100 км.

         Новая ТЭЦ обеспечит централизованным теплом и электроэнергией строящиеся малоэтажные и индивидуальные дома. Также будут обеспечены потребности электроснабжения железной дороги Рыбное -  Тума и линии скоростного трамвая. Будут загружены новые мощности и созданы новые предприятия по торфодобыче и торфопереработке. Сопутствующим продуктом торфодобычи является лесоматериалы, которые также можно перерабатывать в продукцию стройиндустрии.

         Важнейшим элементом этого предложения является возможность поддержания местных тарифов на электроэнергию и тепло на уровне ниже  рыночного. Данное конкурентное преимущество позволит привлечь индустриальные инвестиции для создания новых предприятий.

         Примечание. В настоящее время в Новгородской области начато строительство ТЭЦ на торфе мощностью 1200 МВт. Инвестор – Газпром.

 



· с учетом обслуживания населения области из расчета 1койка на 1000 чел.

* В соответствии с Методикой определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры (1999г.)