Web-сайт ООО ПФП "Квантэкс"
 

Транспортное планирование и моделирование - статьи

  Обратная связь   Контакты   Ссылки



Областная газета 'Рязанские Ведомости'
Как распутать дорожный узел?

Активное строительство новых магистралей не сможет полностью излечить транспортные артерии города от пробок

Обнародованное администрацией Рязани в конце 2011 года предложение по оптимизации городской сети общественного транспорта вызвало горячий отклик горожан. Свое отношение к возможным изменениям маршрутов автобусов, а главное, маршрутных такси, рязанцы высказывали как посредством региональных СМИ, так и на многочисленных интернет-форумах.

Критические замечания, прозвучавшие от представителей транспортного цеха и пассажирского сообщества (по данным администрации только за первую половину января таковых поступило более 500), преимущественно касались перспективы сокращения общего числа маршрутов и коммерческого транспорта. Главными недостатками обновленной схемы пассажироперевозок жители областного центра назвали риск повышения труднодоступности отдаленных микрорайонов, а также возникновение угрозы безработицы для водителей и кондукторов, чьи транспортные средства окажутся невостребованными. Насколько обоснованны данные опасения и какова главная цель, преследуемая задуманной оптимизацией?

То, что Рязань, как и многие другие российские города, близка к состоянию транспортного коллапса, очевидно каждому, кто ежедневно перемещается по дорогам областного центра. При этом в автомобильных пробках одинаковое количество времени теряют как пассажиры общественного транспорта, так и владельцы личных авто. Специалисты уверены, что если сегодня не начать распутывать этот Гордиев узел, то уже во второй половине текущего десятилетия поездка на автомобиле, например, из микрорайона Дашково-Песочня на Московское шоссе будет занимать в среднем 2,5-3 часа. Стремительный рост числа личного транспорта, низкое качество и неприспособленность городских дорог, построенных с расчетом 60 машин на 1000 жителей (по данным ГИБДД в настоящее время этот показатель – 270) – основные камни преткновения на пути следования по улицам Рязани. Поэтому роль общественного пассажирского транспорта в образовании заторов на дорогах города невелика. Более того, даже активное строительство новых магистралей не излечит транспортные артерии от пробок. По словам директора инновационной фирмы в области транспортного моделирования ООО ПФП «Квантекс» Павла Логинова, европейский опыт решения подобных проблем, где на 1000 жителей в среднем приходится 480 автомобилей, показывает, что после достижения уровня в 250 автомобилей на расчетное число граждан, решающее значение имеет не количество и протяженность дорог, а математически выверенная модель движения. Таким образом, оптимизация городской сети общественного транспорта, предполагающая сокращение, в частности, маршрутных такси на 516 машин, не спасет Рязань от автомобильных пробок.

По мнению начальника отдела транспорта и связи горадминистрации Дмитрия Рябчикова, новая схема движения пассажирского транспорта и не имеет такой цели, а лишь косвенно способствует ее достижению.

Существующая организация пассажирских перевозок складывалась хаотично. «Поверх» сформировавшихся несколько десятилетий назад маршрутов муниципального транспорта накладывались маршруты коммерческих автобусов и такси, затем стали создаваться новые. Безусловно, именно благодаря их появлению горожане получили более широкие возможности передвижения. По крайне мере, ушли в прошлое часовые ожидания автобусов и устойчивое некогда выражение, характеризующее поездку в общественном транспорте: «как сельдь в бочке». Однако рост числа коммерческого транспорта (сегодня в городе 174 автобуса и 1264 маршрутных такси) привел к новым проблемам. Отсутствие обоснованного понимания того, сколько и какого общественного транспорта нужно Рязани и где должны проходить его маршруты, во-первых, усугубило деградацию системы муниципальных пассажирских перевозок, а во-вторых, затруднило возможность упорядочить общий процесс движения по городским автодорогам.

Незначительная ценовая разница между стоимостью поездки в муниципальном и коммерческом транспорте (коммерческий автобус дороже на 1 рубль, маршрутное такси – на 3), меньший интервал движения, большая маневренность малогабаритных «газелей» и «пазиков» обеспечили им, казалось бы, заслуженную популярность у горожан. Может быть, в этом случае имеет смысл отказаться от неконкурентоспособного сегодня муниципального транспорта? Ведь, например, даже случайный перебой в напряжении троллейбусной электросети застопоривает движение и на самых широких улицах города.

– Отказ от муниципального транспорта приведет к ухудшению положения социально незащищенных групп населения. Никакое коммерческое предприятие не в состоянии будет обеспечить в полной мере потребность льготных перевозок – школьников, студентов, пенсионеров, инвалидов и т.д., – уверен Дмитрий Рябчиков.

У городских властей немало и других «претензий» к коммерческому транспорту, особенно к владельцам маршрутных такси, осуществляющих перевозки пассажиров по установленным маршрутам. Одна из них – отсутствие гарантий безопасности рязанцев. Если сотрудники муниципальных транспортных предприятий строго выполняют режим труда и отдыха, согласно которому водитель не может работать более 8 часов в день и обязан регулярно проходить медицинское освидетельствование, то условия работы водителей маршруток более жесткие. Далеко не все (точнее, менее половины) маршруток оборудованы системой ГЛОНАСС, позволяющей не только контролировать движение транспорта, но и в случае возникновения чрезвычайной ситуации обеспечить оперативное прибытие служб скорой помощи. Наконец, организация пассажирских перевозок во всем мире является весьма доходным предприятием. Но если в муниципальных автобусах и троллейбусах ведется строгий учет каждого пассажира, то маршрутные такси работают по «упрощенной схеме».

Поэтому оптимизированная схема пассажироперевозок делает упор на развитие парка именно муниципальных автобусов и троллейбусов, увеличивая их общее число на 71 единицу, а долю перевозимых ими горожан с 40 до 60 процентов. В настоящее время автопарк муниципального транспорта задействован не полностью. Так, только автобусное предприятие имеет почти 100 открытых вакансий водителей. А в приобретении новых комфортабельных машин городу, по-видимому, потребуется помощь.

Тем не менее, по мнению директора компании – разработчика новой транспортной модели Павла Логинова, сокращение маршрутных такси и рост количества транспорта повышенной вместимости в числе прочих мер примерно на 10 процентов увеличит количество пассажирских мест, будет способствовать приведению подвижного состава в соответствие с пассажиропотоками.

Откуда известно это соответствие? Обосновывая свое предложение, городская администрация ссылалась на данные проведенного в 2010 году исследования движения общественного транспорта и перемещения пассажиров. В действительности, подобные исследования проводились и ранее, но все они не давали объективного понимания ситуации. Максимально точный результат мог бы получиться в случае стопроцентного оснащения городского транспорта оборудованием ГЛОНАСС и системой «Электронный билет». А пока данные предыдущих исследований стали лишь несколькими пазлами в общей транспортной картине, сложившейся в результате дополнительных обследований всех «участников» дорожного процесса, в числе которых не только количество пассажиров на том или ином маршруте, но и ширина городских дорог, работа светофоров, количество и специфика дорожных знаков, и многое другое.

– В матрицу, созданную на основе германского программного обеспечения, апробированного на многих европейских городах при решении аналогичных задач, в числе прочего были занесены данные фонда медицинского страхования о местах регистрации рязанцев и их работы. Исследование показало, что на самых проблемных участках города крайне высокое дублирование маршрутов городского транспорта. Например, на Первомайском проспекте – 51 дубль, на Московском шоссе – 38, на улице Ленина – 42. Также полевые наблюдения подтвердили избыточность маршрутных такси: на конечных станциях машины простаивают в ожидании своей очереди, – рассказывает Павел Логинов.

По мнению разработчиков новой схемы движения пассажирского транспорта, в настоящее время создана максимально близкая к реальным потребностям города модель, которая, как и любой идеализированный продукт, должна быть отшлифована.

Заниматься этим призвана созданная 26 января рабочая группа, в числе которой представители городской администрации, муниципальных предприятий общественного транспорта, государственных ведомств, городской Думы, коммерческих и общественных организаций Рязани. Разрубить транспортный узел предстоит всем миром.

Светлана Максимова

Оригинал статьи в газете "Рязанские Ведомости " от 16 февраля 2012


TopList