Транспортное планирование и моделирование |
О проекте
Как известно из мирового опыта, валовой продукт региона (ВРП) равен стоимости товара, умноженного на скорость его перемещения по региону, поэтому для развития экономики необходимо увеличивать пропускную способность сети федеральных и местных автодорог, рассматривая их как единое целое. Вместе с тем основной вклад в рост экономики региона с точки зрения транспорта обеспечивает рост подвижности и мобильности населения. Чем больше перемещений (это обратная связь с затратами на перемещение, в первую очередь со временем на перемещение), тем больше деловых контактов, тем больше сделок, тем больше ВРП. Именно такую логику проповедуют в западных экономиках, когда рассуждают о роли транспорта. Основная цель развития транспортных систем, как ее понимает современная мировая наука в области транспорта, – максимизация фонда свободного времени человека путем минимизации затрат на перемещения. Дороги, с точки зрения государств, не только для грузов, но и для людей, которые являются основным источником прибавочной стоимости. Транспортная мобильность населения – один из ключевых показателей уровня жизни, поскольку, по мнению специалистов, именно рост мобильности обеспечивает рост уровня жизни населения. В связи с этим в условиях России необходимо работать над внедрением современных научных методов планирования автодорог, определения параметров дорожного движения, ставших стандартами в странах с развитым уровнем транспортного планирования и моделирования (ТПМ).
Научный подход, предлагаемый ООО ПФП «Квантэкс» в области транспортного планирования, заключается в том, что для снижения затрат и рисков принятия ошибочных транспортных решений, для повышения качества проектирования при строительстве новых и реконструкции имеющихся дорожных объектов, в т.ч. с целью увеличения их проектной и текущей пропускной способности, применять предварительное информационное моделирование и определять последствия этих решений с использованием научного метода транспортного планирования и моделирования на основе технологии мирового уровня PTV Vision (Германия). Информационное моделирование в этом случае осуществляется с помощью создания информационных моделей транспортных систем городов и регионов и проведением на их основе соответствующих исследований. Под транспортными решениями понимается разработка и реализация планов модернизации и комплексной реконструкции транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры городов и регионов. Создание информационной модели транспортной системы города/региона обеспечит объективную основу для исследований, что позволит научно обосновать принятие ответственных транспортных решений.
Реализация предлагаемого научного подхода в масштабах страны будет способствовать значительной экономии средств за счет отказа от принятия неоптимальных решений, обеспечения безопасности участников дорожного движения за счет грамотного проектирования и своевременного ремонта дорог, совершенствованию сети автомобильных дорог регионов с целью обеспечения коммуникационного единства территорий и увеличения их пропускной способности.
Неоптимальная транспортная инфраструктура регионов РФ, зачастую отсутствие понятных и обоснованных связей между дорожными сетями городов, регионов и федерации, стремительное увеличение количества транспортных средств, наблюдавшееся все последние годы, существенно затруднило возможности по развитию транспортного комплекса. Кризисные явления последних лет также не позволяют решать эти насущные проблемы из-за уменьшения финансирования дорожных работ. В то же время, по данным Минтранса РФ плохое состояние дорожной сети и неоптимальное управление движением обходится государству в 3% потерь ВВП ежегодно. Так, упрощенные оценки показывают, что если продолжительность пути на работу превышает 30 минут, то производительность труда падает на 50% в течение периода, равного этому превышению времени в пути. Снижение производительности труда также наблюдается и в конце рабочего дня. Исходя из этой упрощенной оценки можно оценить прогнозные данные по снижению экономической активности, например в Рязанском регионе, в результате увеличения времени в пути. Данные показывают, что уже сейчас потери экономики областного центра (в том числе с учетом маятниковой миграции «пригород-город» в пределах Рязанской агломерации) составляют около 2% или 2,2 млрд. рублей в год, а к 2020 году они достигнут 16 млрд. рублей в год. Соответственно, это приводит и будет приводить к пропорциональным потерям бюджетов всех уровней.
Ориентировочно можно сказать, что при сохранении существующей ситуации в транспортном движении областного центра региона и пригородов потери экономики города за 10 лет суммарно составят не менее 88 млрд. рублей. Соответственно, потери областного бюджета составят около 27 млрд. рублей. Приведенные данные и оценки в значительно степени актуальны и для других регионов России в силу типового характера проблемы (с учетом различного масштаба регионов).
Все это, а также нижеприведенные оценки и описание состояния дел в исследуемой области, обуславливает повышенную актуальность выполнения осуществляемых ООО ПФП «Квантэкс» работ по созданию информационных транспортных моделей городов и регионов и их применения в интересах развития транспортной инфраструктуры.
Для снижения этих потерь необходимо использование методов информационного моделирования сложных процессов, возникающих в условиях дорожного движения, которые позволяют оперативно оценить существующую транспортную сеть, в том числе в условиях пиковой нагрузки; спрогнозировать момент необходимости существенного изменения дорожной сети; рассчитать влияние на всю сеть изменений в организации дорожного движения или изменений самой сети дорог. Предлагаемые методы транспортного планирования и моделирования помогают организовать работы по модернизации транспортной сети более эффективно при меньших средствах, что особенно актуально в условиях кризиса и связанного с этим снижения финансирования.
Применение транспортных моделей городов и регионов позволяет оценить влияние строительства и/или модернизации федеральных транспортных объектов на внутри региональной территории, что в определенных ситуациях может существенно улучшать транспортную ситуацию в субъекте федерации и региональном центре.
Актуальной представляется также задача по проектированию, моделированию и расчету строительства и эксплуатации платных региональных и муниципальных дорог.
Все это обуславливает повышенную актуальность выполнения по транспортному планированию и моделированию с применением новых видов транспортных систем - информационных моделей транспортных систем городов и регионов.
Перспективность такого подхода определена тем, что его применение позволяет рассчитать и спрогнозировать возможные варианты развития всей системы транспорта города и региона, включая общественный транспорт, оперативно планировать и определять базовые показатели функционирования сети, определять районы с недостаточной и избыточной транспортной инфраструктурой и т.д., что позволяет при принятии управленческих решений основываться на объективные данные научных исследований.
Получение достоверных, научно обоснованных результатов моделирования перед этапом проектирования сети позволяет существенно сократить затраты в данной области за счет уменьшения количества неоптимальных или неоправданных решений.
Мировым лидером рынка программного обеспечения (ПО) транспортного планирования и моделирования является комплекс Visum/Vissim PTV Vision (Германия), который появился на нашем рынке совсем недавно, в 2003 году. Это две линейки программных продуктов, условно разделяемые как инструменты стратегического и оперативного моделирования транспортной инфраструктуры (макро- и микромодели). Программы в комплексе позволяют рассчитать матрицу корреспонденций; смоделировать движение транспорта как индивидуального, так и общественного; спрогнозировать варианты реконструкции улично-дорожной сети; создать расписание движения различных транспортных средств; оптимизировать дорожное движение как на отдельных участках сети, так и в целом, с учетом выбора наиболее оптимальных с точки зрения пропускной способности режимов работы светофоров, возможности появления затруднений на отдельных участках сети (пробок), оптимизации времени проезда отдельных транспортных средств от одного до другого пункта сети, выбора психофизической модели поведения водителей, уменьшения выброса вредных веществ в атмосферу и т.д.
Следует отметить, что непосредственное использование зарубежных программ в российских условиях затруднено из-за отсутствия системы сбора большого объема исходной информации, необходимого для их эффективного применения, а также потому, что эти программы включают расчетные модели, полученные для дорожных условий тех стран, где произведены программы. Поэтому для применения этих программ необходим сбор большого объема исходной информации, без чего их использование невозможно.
Применение разработанных моделей транспортных систем города и региона на основе самых современных информационных продуктов позволит решать задачу оптимизации управления транспортными системами на лучшем мировом уровне, распространить опыт создания таких систем и управления ими в других регионах, в т.ч. в научных учреждениях, вузах, инновационных фирмах и иных заинтересованных организациях.
В ходе осуществления деятельности ООО ПФП «Квантэкс» в области транспортного планирования и моделирования были выполнены следующие работы и достигнуты следующие результаты:
Работа ООО ПФП «Квантэкс» в области транспортного моделирования
В целом за период с 2009г. по 2016г. выполнено более 20 научно-исследовательских работ. Заказчиками работ в области ТПМ являются коммерческие организации, а также федеральные, областные и муниципальные органы власти и управления: Минобрнауки РФ, Правительство г.Москвы, Правительство Московской области, Правительство Рязанской области, администрация г.Рязани, «A+S Consult GmbH Forschung und Entwicklung», г.Дрезден, Германия), SICE (Испания) и др.